Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
хологические особенности детей, она лишена педагогической инстру ментовки и поэтому не вызывает доброжелательной реакции со сторо ны детей, так как, оказывается, в этом лагере “все нельзя”... Эти же требования, владея педагогическим мастерством, можно предъявить в иной форме. Воспитатель организует первое собрание отряда, чтобы посоветоваться с детьми о том, как бы они хотели жить в лагере. Сначала воспитатель немного говорит о себе, и подростки с радостью узнают, что их наставник любит путешествовать, любит спорт, отлично плавает и всех их научит плавать настоящим “кролем”, “брассом”, “баттерфляем”. Он хорошо фотографирует и, конечно, взял с собой фотоаппарат, а еще он любит песни бардов и играет на гита ре... Потом воспитатель обращается к детям с вопросом: а что любите вы, что вы умеете делать? Не трудно спрогнозировать ответы детей. Многочисленные ан кетные опросы показывают, что практически все дети любят спорт, экскурсии и поездки, музыку, танцы и т.д. В отряде обязательно най дутся дети, которые имеют свое “хобби” и могут привлечь к этому дру гих. А дальше воспитатель говорит: “Мне очень повезло, что я попал в такой коллектив, где столько интересных, увлеченных, много умеющих ребят. Я даю честное слово, что буду поддерживать любое ваше начи нание. Но нам надо добиться того, чтобы нам доверяли и поверили педагогический коллектив и администрация лагеря. Сделать это очень просто. Давайте все общелагерные задания выполнять в срок и добро совестно. И тогда нам будут доверять, и разрешат мне с вами путеше ствовать, заниматься рыбалкой, организовать секцию плавания и т.д. Чтобы нам было легко общаться, а в нашем отряде не было ссор, обид, недоразумений, я предлагаю разработать и принять правила лагерной жизни. Я предаюжу несколько правил, а вы продолжите. Думаю, самое главное - это правило “поднятой руки”. Я объясню вам, какое оно справедливое. В каждом коллективе есть ребята очень активные, сме лые, но есть и стеснительные, скромные. Это не значит, что они пло хие. Часто у них возникают интересные предложения, а они стесняются об этом рассказывать, т.к. мы не всегда умеем слушать друг друга. Здесь нам поможет правило “поднятой руки”. Например, кому-то из нас очень нужно срочно сказать что-то важное, а все кругом шумят и его не слушают. Вот тогда на помощь приходит это правило. Давайте поиграем в него. Зашумели, сильнее, громче! А теперь смотрите: под нимаю вверх руку - это значит, мгновенно должна наступить тишина”. Две-три минуты, и дети усвоили это очень демократическое, доброе правило. “Ребята, - продолжает воспитатель, - я предлагаю принять еще “правило воды” . И прежде чем раскрыть суть этого правила, рассказы ваю невыдуманные истории о том, как гибнут люди на воде, какая это трагедия для семьи, друзей, о том, как строго уголовно наказываются 52
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz