Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Мысль о том, что воспитание должно использовать косвенные способы воздействия, возникла в педагогике давно, но наиболее полно она была реализована в опыте А.С. Макаренко, который справедливо считал что, поскольку ученик не любит подвергаться специальным воспитательным процедурам, воспитатель не должен выдвигать сущ­ ность своей педагогической позиции на первый план, а, наоборот, должен скрыть ее от воспитанника. Существенно, значит, и то, насколько соблюдает учитель меру в предъявлении требований к учащимся. Вот что по этому поводу писал К.Д. Ушинский: “Приучите дитя сначала повиноваться 2-3 легким тре­ бованиям, не стесняя его самостоятельности ни множеством, ни труд­ ностью их, и вы можете быть уверены, что оно будет легче подчинять­ ся и новым вашим постановлениям. Если же, стеснив дитя разом множеством правил, вы вынудите его к нарушению того или другого из них, то сами будете виноваты, если проводимые вами привычки не будут укореняться..,”1. Ребенок должен понять, что требование, которое ему предъявляет учитель, это не прихоть и не придирчивость, а объективная необходи­ мость, обязательное условие для организации той или иной деятельно­ сти. Если не будет соблюдено требование дисциплины на уроке, то учитель не сможет успешно объяснить материал, если на уроке труда ученик не выполнит требования правил техники безопасности, работая на токарном станке, он может получить серьезную травму. Воспитателю очень важно научиться в игровой форме привле­ кать детей к разработке “правил жизни” (т.е. требований), которые они предъявят сами себе. Например, летом вы согласились работать в лет­ нем лагере труда и отдыха в качестве воспитателя. Лагерь находится в средней полосе. Живете вы в школьном здании. Рядом озеро, лес, сады и огороды. Вы несете полную ответственность за организацию жизне­ деятельности детей. Добиться дисциплины, порядка, а значит, создать условия для отдыха детей можно двумя путями. Первый, увы, тради­ ционный - это авторитарный путь. Начальник лагеря на первой обще­ лагерной линейке в жесткой форме предъявляет детям, воспитателям, обслуживающему персоналу требования, которые они должны выпол­ нять: строго соблюдать режим дня (отбой, подъем, тихий час и т.д.) Нарушители будут строго наказываться вплоть до высылки из лагеря с последующей оплатой родителями билетов в оба конца сопровождаю­ щему взрослому... Если кто-то без разрешения воспитателя самовольно покинет территорию лагеря, его ждет... и дальше перечень наказаний и т.д. Все требования начальника лагеря обоснованы и справедливы по сути, однако форма их предъявления не учитывает возрастные и пси­ 1Ушинский К.Д. Материалы к 3-му тому “Педагогической антропологии” // Собр. с о ч .-М ., 1950.-Т . 10 .-С . 390-391.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz