Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

приучение и упражнение учащихся, формирование у них опыта обще­ ственного поведения1. Остановимся на конкретных методах педагогического воздейст­ вия этой группы методов воспитания. А.С. Макаренко считал, что воспитание ребенка начинается с предъявления ему требования. Требование как метод воспитания - это способ непосредственного побуждения учащихся к тем или иным по­ ступкам или действиям, направленным на улучшение поведения или организацию той или иной деятельности. У ученых, методистов, прак­ тических работников, педагогической общественности нет однознач­ ного отношения к этому методу, особенно после принятия ряда зако­ нов, которыми закрепили в учебно-воспитательной деятельности приоритет интересов ребенка. В требовании наиболее отчетливо обнаруживается действие та­ кой закономерности воспитания, как диалектика внешнего и внутрен­ него. Педагогическое требование должно не только опережать разви­ тие личности, но и переходить в требование воспитуемого к самому себе. Содержание педагогических требований определяется нравствен­ ными нормами, действующими в обществе, “Законом РФ об образова­ нии”, “Законом о ребенке”, “Конвенцией о правах ребенка” , Уставом конкретного учебного заведения, правилами безопасности, которые существуют при организации с детьми той или иной деятельности (например, организация водного похода высокой категории сложно­ сти) и т.д. Требование должно выступать перед учеником как конкретная реальная задача, которую ему надлежит выполнить в процессе той или иной деятельности. Требование может вскрывать внутренние противо­ речия в процессе воспитания, фиксировать недостатки в поведении, деятельности и общении учащихся и тем самым побуждать их к даль­ нейшему росту и развитию. Требование помогает наводить порядок и дисциплину в школе, вносит дух организованности в деятельность и поведение учащихся. По форме предъявления различают требования прямые и косвен­ ные. Прямые требования характеризуются такими признаками, как по­ зитивность, инструктивность и решительность. Они облекаются в форму приказания, указания, предписания. Особенно велико значение прямого беспрекословного, “негнущегося” (А.С. Макаренко) требова­ ния на первоначальном этапе работы педагога с коллективом, когда актив только еще складывается. Косвенные требования (просьба, совет, намек и т.п.) опираются на сформированные у воспитанников мотивы, цели,убеждения. 1См.: Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988, С. 114.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz