Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПЫТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ Человек формируется в процессе деятельности, которая обеспе чивает научное освоение действительности. “Деятельность - это дина мическая система взаимодействия субъекта с миром”1. Деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Виды деятель ности: трудовая (преобразующая), познавательная (учебная), ценност но-ориентационная (общественная), общение (это форма организации жизнедеятельности), игровая, спортивная, художественная. Виды и формы деятельности относятся к средствам воспитания. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том дейст вии, элементом которого они являются. Действия - это процессы, мо тивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они вхо дят. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действия ми, а затем - к управлению деятельностью учащихся. Существует ряд общих закономерностей, обуславливающих ме тоды педагогического руководства деятельностью и формированием опыта общественного поведения школьников. 1. Виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциаль но обладают определенными воспитывающими возможностями. Нам небезразлично, “строим ли мы храм” или выполняем ненужную рабо ту, результаты которой никем не будут востребованы. Однако ни один вид деятельности не может заменить все остальные. Поэтому в воспи тании целесообразно использовать комплекс видов деятельности. 2. Деятельность не может повлиять положительно на воспитуемо- го, если она не имеет для него “личностного смысла” (Леонтьев). 3. В итоге воспитательных воздействий у школьников формиру ется готовность к выбору цели и способов деятельности. Цель является идеальным предвосхищением ожидаемого результата, его “отража ющим отражением” (Анохин). 4. По отношению к формированию личности школьника деятель ность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализо ваны соответствующие способы ее педагогической инструментовки. В педагогической инструментовке должны определенным образом соче таться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, 1См.: Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990, С. 101.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz