Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

ХАРАКТЕРИСТИКА МЕТОДОВ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОПЫТА ОБЩЕСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ Человек формируется в процессе деятельности, которая обеспе­ чивает научное освоение действительности. “Деятельность - это дина­ мическая система взаимодействия субъекта с миром”1. Деятельность является важнейшим источником обогащения школьников опытом общественных отношений и общественного поведения. Виды деятель­ ности: трудовая (преобразующая), познавательная (учебная), ценност­ но-ориентационная (общественная), общение (это форма организации жизнедеятельности), игровая, спортивная, художественная. Виды и формы деятельности относятся к средствам воспитания. Всякая деятельность состоит из операций и действий. Операции - это процессы, цели которых находятся не в них самих, а в том дейст­ вии, элементом которого они являются. Действия - это процессы, мо­ тивы которых находятся в той деятельности, в состав которой они вхо­ дят. Воспитательный процесс заключается в том, что педагог совершает переход от управления операциями к управлению действия­ ми, а затем - к управлению деятельностью учащихся. Существует ряд общих закономерностей, обуславливающих ме­ тоды педагогического руководства деятельностью и формированием опыта общественного поведения школьников. 1. Виды деятельности, имеющие общественные цели, потенциаль­ но обладают определенными воспитывающими возможностями. Нам небезразлично, “строим ли мы храм” или выполняем ненужную рабо­ ту, результаты которой никем не будут востребованы. Однако ни один вид деятельности не может заменить все остальные. Поэтому в воспи­ тании целесообразно использовать комплекс видов деятельности. 2. Деятельность не может повлиять положительно на воспитуемо- го, если она не имеет для него “личностного смысла” (Леонтьев). 3. В итоге воспитательных воздействий у школьников формиру­ ется готовность к выбору цели и способов деятельности. Цель является идеальным предвосхищением ожидаемого результата, его “отража­ ющим отражением” (Анохин). 4. По отношению к формированию личности школьника деятель­ ность остается нейтральным процессом, если не найдены и не реализо­ ваны соответствующие способы ее педагогической инструментовки. В педагогической инструментовке должны определенным образом соче­ таться различные методы и приемы, обеспечивающие побуждение, 1См.: Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М.: Политиздат, 1990, С. 101.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz