Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Общеизвестно, что с начала реформирования школы и системы народного образования ( 1985 г.) издано всего четыре учебных пособия по педагогике. Это курс лекций И.Ф. Харламова (1990 г.), написанный еще до перестройки; курс лекций Б.Т. Лихачева (1993 г.), к сожалению, этой книги нет ни в Мурманской областной научной библиотеке, ни в библиотеке МГПИ; “Педагогика” под ред. П.И. Пидкасистого (1995 г.), вышедшая мизерным тиражом - 5 тысяч экземпляров и, есте­ ственно, не дошедшая до студентов-заочников, и, наконец, учебник “Педагогика” И.П. Подласого (1996 г.). Две последние книги принадлежат к новому поколению педаго­ гической литературы и освещают проблемы с современных концепту­ альных позиций. Следует, впрочем, признать, что и эти пособия не лишены ряда существенных недостатков. Назовем лишь один из них. Авторы не ос­ ветили важнейшие вопросы педагогической теории: гражданское, нравственное, экологическое, половое воспитание школьников, про­ блемы формирования мировоззрения и др., без знания которых невоз­ можно составить целостное представление о педагогике. За последние годы произошла коренная переоценка вопросов теории воспитания, принят ряд важных законов и нормативно­ инструктивных документов по народному образованию. Естественно, что недостаточное количество педагогической литературы, особенно в сравнении с издаваемой литературой по предметам гуманитарного цикла, усложняет учебный процесс и студенты, особенно заочного от­ деления, проживающие в области, испытывают определенные трудно­ сти при подготовке к сдаче курсовых и государственных экзаменов по предмету “Педагогика школы”. Поэтому в поле авторского внимания теоретические аспекты тех вопросов, которые выносятся на курсовые и государственные экзаме­ ны, но не освещены в учебных пособиях по педагогике (гражданское воспитание школьников, экологическое воспитание школьников, по­ ловое воспитание школьников, гуманизация, гуманитаризация, демо­ кратизация как основные тенденции развития педагогической теории и практики) или раскрыты без учета новых подходов в теории и практи­ ке воспитательной работы и региональных особенностей: педагогика как наука и искусство, взаимосвязь методов воспитания, цель воспита­ ния как педагогическая категория. В пособии использован передовой педагогический опыт работы ряда школ г. Мурманска и области. Автор рассматривает данные лекции как один из возможных ва­ риантов изложения программного материала и первый, пробный шаг на пути создания учебного пособия для студентов заочного обучения по курсу “Теория воспитания”. 3

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz