Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

но организовать то или иное творческое дело. Например, чтобы про­ вести с детьми экскурсию надо знать: • Экскурсия - это организованный выход учащихся за пределы класса для наблюдения изучаемых явлений либо в естественных условиях - природа, производство, памятные места, либо в спе­ циальных хранилищах - музеях, на выставках, с последующим анализом и обобщением услышанного и увиденного на уроках или других учебно-воспитательных мероприятиях. • Методика организации экскурсии включает: а) постановку учителем цели экскурсии и уяснение ее учащимися; б) началь­ ное (вводное) вступление экскурсовода; в) вопросы и коммен­ тарии учителя (если он сам не является экскурсоводом); г) учет возрастных и психологических особенностей ребят, их подго­ товленность к усвоению информации и возможности в плане физической нагрузки; д) разработку общих и индивидуальных заданий участникам экскурсий; е) знакомство с правилами по­ ведения и техникой безопасности при посещении производства и природных объектов; ж) оформление необходимой докумен­ тации (приказ директора школы, в котором указывается цель экскурсии, конкретные сроки, поименный список учащихся, руководитель экскурсии, несущий полную ответственность за здоровье и жизнь детей; з) формы подведения итогов экскурсии (вечер, конференция, организация выставки собранных мате­ риалов, дневников, творческих работ, открытие новых стендов в учебном кабинете или школьном музее). Готовясь к экскурсии, учитель лично знакомится с ее объектами, определяет, на что надо обратить внимание детей и какую познава­ тельную (поисковую) работу они могут выполнить; устанавливает маршрут, по которому пойдут ученики, выявляет места опасные для здоровья и жизни детей, договаривается со специалистом- экскурсоводом о его и своих обязанностях во время проведения экскур­ сии1. Используя ту или иную форму воспитательной работы с целью формирования убежденности детей, надо помнить о том, что: 1) убе­ дить может лишь убежденный человек; 2) убедить может лишь автори­ тетный учитель-воспитатель, у которого слово не расходится с делом. Вот почему особая роль в группе методов убеждения принадле­ жит положительному примеру. К.Д. Ушинский писал: “На воспитание личности можно воздействовать только личностью. Плохой воспита­ тель говорит детям: “Делай как надо”, хороший: “Делай как я”. 1Методические рекомендации по подготовке и проведению краеведческих экскур­ сий и походов / Автор-составитель В.В. Дранишников. - Мурманск, 1981, С. 3-4. 46

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz