Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Убежденность выражается в субъективном отношении личности к своим поступкам и убеждениям, связанным с глубокой и обоснован­ ной уверенностью в истинности знаний, принципов, идеалов. Осознан­ ные на основе убежденности личные потребности, ценностные ориен­ тации и социальные нормы органически включаются в объективное содержание форм жизнедеятельности личности и определяют ее пове­ дение. Убежденность зависит от опыта личности и ее отношения с об­ ществом. Однако, убежденность может принимать и извращенные формы, когда личность некритически усваивает определенные представления, догматически воспринимает непререкаемость принципов либо автори­ тетов и др. Убеждение как метод воспитания реализуется с помощью воспи­ тательных средств (или форм работы): это может быть беседа (этическая, политическая, эстетическая), собрание, диспут, “круглый стол”, организация работы клуба встреч, деловые игры и т.д. Иногда эти формы работы или воспитательные мероприятия называют мето­ дами воспитания, допуская смешение понятий (Ю.К. Бабанский). По мнению И.Ф. Харламова, “... большой ошибки здесь нет. Всякая разъ­ яснительная беседа, политинформация или собрание, будучи конкрет­ ными средствами реализации метода убеждения, выступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смысле являются методами воспитания”1. Но правильно все-таки называть их, на наш взгляд, формами воспитательной работы (или воспитательными мероприятиями). Мы разделяем точку зрения А.Ф. Меняева: “Формами организа­ ции воспитательного процесса являются различные внеклассные и внешкольные мероприятия, а также семейные дела, занятия в кружках, секциях, туризм, художественная самодеятельность, различные виды труда... Средства и формы воспитания часто объединяются в одном названии. Так, в выражении “экскурсия в музей” слово “экскурсия” оз­ начает форму, а слово “музей” - средство в системе средств, определен­ ной воспитателем для планируемой формы, одно (или иногда несколь­ ко средств) может быть ведущим, а остальные сопутствующими. Так, при организации экскурсии в музей ведущим средством является музей, а средства воспитания дисциплинированности и других качеств лично­ сти - сопутствующими, хотя и не менее важными”2. Чтобы организовать со школьниками то или иное воспитатель­ ное мероприятие, надо знать не только курс “Теория воспитания”, но и курс “Методика воспитательной работы в школе”, т.е. уметь правиль­ 1Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высш. школа, 1990, С. 321. 2Педагогика: Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: 1995, С. 414. 45

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz