Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
Убежденность выражается в субъективном отношении личности к своим поступкам и убеждениям, связанным с глубокой и обоснован ной уверенностью в истинности знаний, принципов, идеалов. Осознан ные на основе убежденности личные потребности, ценностные ориен тации и социальные нормы органически включаются в объективное содержание форм жизнедеятельности личности и определяют ее пове дение. Убежденность зависит от опыта личности и ее отношения с об ществом. Однако, убежденность может принимать и извращенные формы, когда личность некритически усваивает определенные представления, догматически воспринимает непререкаемость принципов либо автори тетов и др. Убеждение как метод воспитания реализуется с помощью воспи тательных средств (или форм работы): это может быть беседа (этическая, политическая, эстетическая), собрание, диспут, “круглый стол”, организация работы клуба встреч, деловые игры и т.д. Иногда эти формы работы или воспитательные мероприятия называют мето дами воспитания, допуская смешение понятий (Ю.К. Бабанский). По мнению И.Ф. Харламова, “... большой ошибки здесь нет. Всякая разъ яснительная беседа, политинформация или собрание, будучи конкрет ными средствами реализации метода убеждения, выступают в качестве частных форм его осуществления и в этом смысле являются методами воспитания”1. Но правильно все-таки называть их, на наш взгляд, формами воспитательной работы (или воспитательными мероприятиями). Мы разделяем точку зрения А.Ф. Меняева: “Формами организа ции воспитательного процесса являются различные внеклассные и внешкольные мероприятия, а также семейные дела, занятия в кружках, секциях, туризм, художественная самодеятельность, различные виды труда... Средства и формы воспитания часто объединяются в одном названии. Так, в выражении “экскурсия в музей” слово “экскурсия” оз начает форму, а слово “музей” - средство в системе средств, определен ной воспитателем для планируемой формы, одно (или иногда несколь ко средств) может быть ведущим, а остальные сопутствующими. Так, при организации экскурсии в музей ведущим средством является музей, а средства воспитания дисциплинированности и других качеств лично сти - сопутствующими, хотя и не менее важными”2. Чтобы организовать со школьниками то или иное воспитатель ное мероприятие, надо знать не только курс “Теория воспитания”, но и курс “Методика воспитательной работы в школе”, т.е. уметь правиль 1Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высш. школа, 1990, С. 321. 2Педагогика: Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: 1995, С. 414. 45
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz