Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Самым сложным в использовании метода убеждения является пе­ ревод знаний, информации в убеждения личности. Учитель прежде все­ го вооружает школьников стройной системой научных знаний. Знания - это проверенный практикой результат познания действительности, правильное отражение ее в мышлении человека. Научные знания - фундамент для формирования научной убежденности. Знания могут быть донаучными, житейскими, художественными (как специфический способ освоения действительности) и научными (эмпирические и теоретические), Обыденные знания - это знания, кото­ рые приобретаются на основе мироощущений, например, слышу что- то в очереди (это далеко не всегда истина) или вижу что-то во время поездки за границу (но это может быть совсем не типичным фактом или явлением для этой страны). Психологию люден с обыденным уровнем знаний беспощадно высмеял В. Высоцкий в "Песне о слухах”: Слушай, слышал? Под землею город строют, Говорят, на случай ядерной войны! Вы слыхали'7Скоро бани все закроют, повсеместно - Навсегда, и эти сведенья верны... Словно мухи.тут и там Ходят слухи по домам... Некоторые люди, в том числе и взрослые, в своем развитии не поднимаются выше обыденного сознания, для них характерна частич­ ная, а бывает и полная, инфантильность. Инфантилизм личности (с лат. - “младенческий, детский”) - сохранение в психике и поведении, взрослого особенностей, присущих детскому возрасту. Это проявляется в несостоятельности решений и действий, чувстве незащищенности, в пониженной критичности по отношению к себе, в разнообразных компенсаторных реакциях (фантазирование, за­ меняющее реальные поступки, эгоцентризм и др.). Однако, житейские знания, основывающиеся на здравом смысле и обыденном сознании, являются важной ориентировочной основой повседневного поведения человека. Сами научные знания вбирают в себя опыт житейского познания. Например, велика роль в отечествен­ ной педагогике этнопедагогикн (народной педагогики). Но в учебно-воспитательном процессе мы опираемся прежде все­ го на научные знания. В результате правильного использования системы методов убеж­ дения у школьников формируется убежденность. Убежденность - это такое состояние личности, когда человек не сомневается в истинности знаний. Убежденность - это особое, синтетическое свойство личности, определяющее общую направленность всей ее деятельности, ценност­ ных ориентаций и выступающее регулятором ее сознания и поведения. 44

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz