Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

витии сознания и чувств формирующейся личности. У ученых нет раз­ ночтений в определении метода воспитания. Так, у М.Е. Щурковой: “Метод убеждения в воспитании - это путь воздействия на знание школьника для разъяснения фактов и явле­ ний общественной и личной жизни, формирования взглядов”. Но М.Е. Щуркова предлагает конкретные рекомендации по применению этого метода: ■ метод убеждения необходимо систематически использовать в практической работе. С его помощью решаются задачи расши­ рения и углубления у школьников мировоззренческих знаний; ■ в воспитательной работе целесообразно использовать разно­ образные формы убеждения. Надо стремиться вести разговоры со школьниками так, чтобы слова воспитателя глубоко запада­ ли в их сознание, а для этого надо постоянно совершенствовать искусство беседы и убеждения. В слове учителя воспитанники должны чувствовать искреннюю уверенность, страсть, эруди­ цию и культуру; ■ информация, преподносящаяся школьникам при помощи вну­ шения, рассказа, диалога должна быть: а) научной, т.е. объек­ тивно излагать факты; б) связанной с практикой; в) убедитель­ ной, доступной, яркой по форме изложения; ■ воспитательные воздействия надо обращать не только к уму школьников, но и к их чувствам, которые играют огромную роль в усвоении знаний, в формировании демократических убеждений; ■ школьников следует учить отстаивать, доказывать истину, справедливость, человеколюбие, миролюбие; ■ не следует злоупотреблять длинными выступлениями, беседа­ ми, докладами; строить их надо с учетом возраста своих вос­ питанников; ■ не следует считать метод убеждения единственным. В воспита­ тельной работе необходимо сочетать его с методом упражне­ ний (приучения) и др.1 Психологической основой метода убеждения является принцип опережающего отражения в сознании ученика тех действий и поступ­ ков, которые он собирается совершить. Но это опережающее отраже­ ние (планирование) поведения базируется не только на приобретенном опыте, но и на знании норм, правил и принципов деятельности. Пред­ принимая те или иные действия, личность так или иначе сообразует их с общественными требованиями. Именно поэтому весьма важно разви­ вать сознательность учащихся в различных видах деятельности, при­ учать их к обдумыванию своего поведения. 1Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М., 1995, С. 400. 43

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz