Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Первая группа методов воспитания включает в себя методы раз­ ностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся в ин­ тересах формирования нравственных идеалов и убеждений. Необходи­ мость методов этой группы вытекает из принципа единства сознания и деятельности. Человек становится личностью не только и не столько благодаря внешней, предметно-практической деятельности. Надо иметь в виду деятельность внутреннюю, психическую, деятельность сознания. Выше подчеркивалось, что процесс формирования личности ребенка опирается, прежде и главным образом, на опыт, приобретае­ мый в повседневной жизни и деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками. Однако воспитание не может полностью определяться личным опытом воспитуемого. Не менее, а, может, более важно, как восприни­ мается, оцениваегся, осмысливается человеком данный опыт. К тому же складывающийся в процессе практической деятельности эмпириче­ ский опыт никогда не может заменить всего исключительного богатст­ ва общественных отношений и духовных ценностей, накопленных мно­ гими поколениями людей. Например, чтобы освоить, хотя бы в основных чертах, нравст­ венный потенциал общества посредством личного опыта, индивиду пришлось бы прожить не одну жизнь, так и не достигнув цели. Именно поэтому воспитание иногда определяется как воспроизводство соци­ ального опыта в индивиде. Перевод человеческой культуры в индивидуальную форму суще­ ствования предполагает обращение к сознанию, которое заключает в себе обобщенное и систематизированное представление о законах, принципах и нормах жизни, труда, науки, морали, эстетики. Приобще­ ние к социальным ценностям делает возможным формирование у вос­ питанников понятий, суждений, оценок - всего того, что лежит в осно­ ве взглядов и убеждений личности. Понятие “убеждение” имеет два смысла. 1. Убеждение - осознанная потребность личности действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями, т.е. как элемент мировоззрения. Совокупность убеждений (философских, политических, нравственных и т.д.) выступает как мировоззрение человека. 2. Убеждение как метод воспитания - это педагогическое воздей­ ствие на сознание личности через обращение к ее собственному сужде­ нию. Основу этого метода составляет отбор, логическое упорядочение фактов и выводов согласно единой функциональной задаче. В процессе воспитания знания переводятся в убеждения. Убеждения выражают от­ ношение человека к обществу, людям, социальным проблемам. Таким образом, убеждение - это такой метод воспитания, кото­ рый выражается в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в раз­ 42

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz