Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
Связь формы и содержания очень точно и образно показал в не скольких четверостишиях поэт Е. Евтушенко: Форма - это тоже содержание. Огненная форма у огня. Вложено торжественное ржание В форму совершенного коня... ... И такое содержанье влито В форму человеческой слезы... Так как существует много методов и приемов воспитания, воз никла объективная необходимость их классификации. Большинство исследователей придерживаются, с небольшой корректировкой, клас сификации, предложенной Ю.К. Бабанским, который выделил четыре группы методов, логически взаимосвязанных между собой: 1-я группа - методы формирования сознания личности (взглядов, убеждений, идеа лов); 2-я группа - методы организации деятельности, общения, опыта общественного поведения; 3-я группа - методы стимулирования и мо тивации деятельности и поведения; 4-я группа - методы контроля, са моконтроля и самооценки деятельности поведения. В основу выделения этих групп методов воспитания положена целостная структура деятельности, которая включает в себя осознание процесса деятельности, организацию ее, стимулирование деятельности, контроль и анализ результатов1. М.Е. Щуркова предполагает, что для практической деятельности учителя удобна следующая классификация: • во-первых, методы, с помощью которых прежде всего форми руются взгляды (представления, понятия) воспитуемых и осуществля ется оперативный обмен информацией в педагогической системе ме жду ее членами; • во-вторых, методы, с помощью которых прежде всего органи зуется деятельность воспитуемых и стимулируются позитивные моти вы; • в-третьих, методы, с помощью которых прежде всего стиму лируются самооценки и оказывается помощь воспитуемым в саморе гуляции их поведения, в саморефлексии (самоанализе), самовоспита нии, а также производятся официальные оценки поступков учащихся. По сути, М.Е. Щуркова повторила, но своими словами, классифика цию Ю.К. Бабанского, объединив, что следует признать, третью и четвертую группы методов воспитания2. 1Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983, С. 106. 2Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: 1995, С. 397. 41
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz