Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Существуют также приемы воспитания. Прием воспитания - это элемент, составная часть метода воспитания. В определенной ситуации прием воспитания трансформируется в самостоятельный метод воспи­ тания. Большая роль в воспитательной работе принадлежит средствам воспитания. “К средствам воспитания относятся различные виды дея­ тельности (игровая, учебная, трудовая и т.д.), а также - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, при­ влекаемых для педагогической работы (наглядные пособия, научно- популярная литература, пособия, исторические источники, произведе­ ния изобразительного искусства, средства массовой информации)”1. По мнению В.И. Журавлева, “средство воспитания можно определить как предмет среды, или жизненную ситуацию, преднамеренно включенную в воспитательный процесс’” . А.Ф. Меняев считает, что средствами воспитания могут быть: ху­ дожественная литература и другие книги, газеты, журналы, кино, те­ атр, выставки, музеи, игры, спорт, художественная самодеятельность, интересный собеседник, различные предметы культуры и природы. Любой объект материальной и духовной культуры выполняет функ­ цию средства воспитания при следующих условиях: 1. С ним связана информация, необходимая для развития внут­ реннего мира личности воспитанника; 2. Она выделена как предмет освоения в образной, наглядно­ действенной или знаково-символьной (устной или письменной) форме; 3. Объект вместе со своей информацией включен в общение и со­ вместную деятельность (различных видов) воспитателя с воспитанни­ ками3. Система средств разрабатывается воспитателем соответственно цели воспитания. Так, М.Е. Щуркова обращает внимание на то, что метод воспитания реализуется через деятельность учителя-воспитателя, средство же может влиять вне ее. Скажем, оказывает влияние газета, книга, кинофильм, телепередача и без педагога (нередко и вопреки со­ ветам учителей, если эти средства несут аморальную информацию). Многие учебные пособия по педагогике опускают важное педа­ гогическое понятие “формы воспитания”. З.К. Шнекендорф дает такое определение им: “Формы воспитания - это варианты организации кон­ кретного воспитательного процесса; композиционное построение вос­ питательного мероприятия. Они всегда взаимосвязаны с содержа­ нием”4. 1Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.. Просвещение, 1983, С. 106. 7 Журавлев В.И. Сочетание методов и средств воспитания // Советская педагогика. -1985.-№ 6, С. 38. 3Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: 1995, С. 412. 4Там же, С. 429. 40

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz