Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕТОДОВ ВОСПИТАНИЯ. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С УЧАЩИМИСЯ КАК ВАЖНЕЙШЕЕ УСЛОВИЕ ВОСПИТАНИЯ “Метод” (с гр. -“путь к чему-нибудь”) как философская катего­ рия, в самом общем значении, - способ достижения цели, определен­ ным образом упорядоченная деятельность”1. “Методы воспитания” - это способы целенаправленной, взаимо­ связанной, упорядоченной деятельности воспитателей и воспитуемых, направленные на решение конкретных задач воспитания (Ю.К. Бабан­ ский). Или методы воспитания - это совокупность специфических спо­ собов и приемов воспитательной работы, которые используются в процессе формирования личностных качеств для развития потребност- но-мотивационной сферы и сознания учащихся, для выработки навы­ ков и привычек поведения, а также для его коррекции и совершенство­ вания (И.Ф. Харламов). М.Е. Щуркова считает: “Методы воспитательного воздействия (методы воспитания) - это конкретные пути влияния на сознание, чув­ ства, поведение школьников для решения педагогических задач в со­ вместной деятельности (общении) последних с учителем-воспи- тателем”. Исследователь считает, что метод может быть определен и как способ педагогического управления деятельностью (познавательной, трудовой, общественной, игровой, спортивной, художественно­ эстетической, экологической), в процессе которой осуществляется са­ мореализация личности, ее социальное и физическое развитие. Метод нельзя рассматривать вне содержания воспитания или педагогической системы, в которой он применяется, вне особенностей отношений пе­ дагога с конкретной личностью школьника, их группами и коллекти­ вами. Выбор и использование методов осуществляется в соответствии с педагогическими целями (оперативными, тактическими, стратегиче­ скими), которые ставятся с учетом специфики общественно­ воспитательной среды, возраста, индивидуально-типологических осо­ бенностей учащихся (в частности, с учетом акцентуации их характеров, возможных нервно-психических расстройств разной степени тяжести, даже патологий), уровнем воспитанности конкретных коллективов (классов)2. А.С. Макаренко образно называл методы воспитания “инструментами прикосновения к душе ребенка”. 1Философский словарь. - М.: Политиздат, 1986, С. 271. 2См.: Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: 1995, С. 396. 39

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz