Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

• Мельников И.А., Чалка Е.Е. Теория и практика воспитания: про­ блемы и перспективы / Общее собрание АПН СССР // Советская пе­ дагогика. - 1991. - № 8, С. 3-11. Там же, С. 12-25. Кутьев В. Все ли мы знаем о педагогике? • Мы учим детей для чего? / Подборка материалов о цели воспитания // Первое сентября. - 1995. - 23 марта. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ , которые необходимо усвоить в процессе работы с учебным пособием и другими источниками: педагогика, пе­ дагогическое мастерство, воспитание в широком и узком смысле слова, сущность воспитания, самовоспитание, цель воспитания, базовое обра­ зование, базовая культура, культура жизненного самоопределения, гу­ манизм, гуманизация системы образования, демократизация системы образования, гуманитаризация образования, методология, педагогиче­ ская методология. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ■ Как Вы понимаете мысль А.С. Макаренко: “... Педагогика есть самая диалектическая, подвижная, самая сложная и разнооб­ разная наука”. ■ Существует мнение, что воспитывать труднее, чем обучать. А Вы как считаете? Докажите. ■ Как Вы понимаете мысль КД . Ушинского: “Если учитель хо­ чет воспитывать ученика во всех отношениях, он должен и знать его во всех отношениях”. ■ Существует мнение, что школа должна обучать, а воспитывать обязана семья. Как Вы относитесь к такой точке зрения? Аргу­ ментируйте свою позицию. ■ Прокомментируйте высказывание П.П. Блонского: “Любите не школу, а детей, приходящих в школу; любите не книги о дейст­ вительности, а саму действительность; не жизнь сужайте до ученья, но учение расширяйте до жизни”. ■ Что значит превратить ученика из “объекта воспитания в субъект воспитания”? ■ Почему оказалась утопичной цель воспитания всесторонне развитой гармоничной личности? ■ Согласны ли Вы с мыслью В.Ф. Шаталова: “Образование без воспитания - меч в руках сумасшедшего”. ■ Выберите из определений понятия “воспитание” (их дали из­ вестные государственные деятели и ученые на разных этапах развития нашего государства) то, которое, с Вашей точки зре­ 35

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz