Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Преобладание технократических подходов ведет к утрате гума­ нистической осмысленности существования науки. Но в развитии нау­ ки процессы дифференциации в значительной мере компенсируются синтезом различных направлений, в том числе и находящихся на дос­ таточно далеком расстоянии друг от друга. Такой синтез заставляет ученого мыслить общекультурными категориями. Система образования как бы повторяет путь развития науки, где интеллект в его технократической разновидности опередил развитие сознания науки как целого. Предметные знания в школе остаются ра­ зобщенными, логический аспект преобладает в ущерб историко- культурному и социокультурному. Связи между предметами устанав­ ливаются на основе междисциплинарных научных знаний, а не через общечеловеческое содержание школьных дисциплин. В результате обу­ чение приобретает формальный, абстрактный характер, преодолеть который можно только реализуя принципы “предметности” и “содержательности” в широком культурном контексте. Культура выполняет важнейшую корректирующую функцию в развитии науки и техники, выступая посредником в разрешении доста­ точно острых противоречий между материальным и духовным. Защит­ ный механизм культуры способствует преодолению потребительского отношения человека к природе, придает импульс развитию экологиче­ ских знаний, благодаря чему человечество осознает необходимость ох­ раны природной среды обитания как глобальную проблему. Однако современное профессиональное образование мало что дает будущему специалисту для его нравственного самоопределения, для этической оценки разрабатываемых технических идей. Система массового образования не ориентирует учащихся на то, чтобы они направляли свои усилия на воспитание умений совершенст­ вовать себя, связывать самопознание с самоопределением (и свои заня­ тия - с общекультурными ценностями). Научно-технический прогресс оказывает на культуру двоякое влияние - формирующее и деформирующее. Следствием технического прогресса является дегуманитаризация и дегуманизация образования, которые противоречат стратегическим потребностям общества. Фор­ мируются поколения технократов, способных ради демонстрации ин­ теллектуальных возможностей пренебречь жизненными интересами че­ ловечества. По мысли П.А. Флоренского, “культура есть среда, растящая и питающая личность”. Конечно, основное направление гуманитаризации образования - это расширение рамок гуманитарного образования: расширение пре­ подавания дисциплин гуманитарного цикла в школах и вузах (в том числе и технических), создание гуманитарных гимназий, воскресных 33

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz