Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Например, в Донской гимназии г. Москвы школьники дают “Клятву гимназиста”. Это их нравственный кодекс: “Навсегда, поры­ вая в стенах Донской гимназии с иждивенческой ленью, я клянусь: ■ всегда пытаться проникнуть в суть окружающего мира, а не су­ дить его огульно, ибо все в мире сложно и неоднозначно и тре­ бует от человека пытливости и доброты; ■ уважая и ценя все лучшее в жизни других стран и народов, пы­ таться сделать жизнь в нашей стране чище и светлее, не боясь признавать ее недостатки; ■ учиться черпать силу духа в том светлом и вечном, что создала человеческая культура; ■ быть чутким и внимательным к своим друзьям, всегда помнить о ранимости человеческой души; ■ всегда уважать в родителях, старших товарищах и учителях живых людей. Они не машины для обучения и нагнетания ску­ ки. И пусть каждое утро по пути в гимназию купола Донского мона­ стыря, символ культуры российских народов, напоминают мне об этой клятве”1. Важно, что программа Донской гимназии включает не только содержание образования, но и внеклассную, внешкольную деятель­ ность, досуг гимназистов: • преподавание обязательного госминимума; • систему спецкурсов в области экологии, биогеохи­ мии, истории, литературы; • выездные занятия, экспедиции; • интересный досуг (гитарная студия, ИЗО, бридж- клуб, туристский клуб). Элитарные учебные заведения с гуманитарным уклоном делают первые шаги. Поэтому очень важно своевременно дать психолого­ педагогическую оценку их деятельности. “ Гуманитаризация образования - это система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и, таким образом, на формирование личностной зрелости обучаемых”2. Исторически сложившееся общее и профессиональное образова­ ние обычно подчинено предметно-содержательному принципу и из процессов развития науки воспроизводит лишь усиливающуюся диф­ ференциацию научных направлений. Это приводит к значительной дисгармонии в иерархии целей ученого, повышению статуса технокра­ тических подходов и понижению статуса гуманистических целей. 1Мамедова Л. Кипящая река // Первое сентября. - 1993. - № 6, 23 сент. 2Российская педагогическая энциклопедия. - Т. 1. - М., 1993, С. 239-240. 32

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz