Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Демократизация педагогического процесса предполагает: - предоставление учителю права на творчест во; - отказ от жестких схем организации жизни детей: - отказ от принудительного подхода к организации внеклассной рабо­ ты; - опора на детские органы самоуправления: - отмена отметок за поведение и обязательных характеристик (в при­ емных комиссиях некоторых учебных заведений, правда, характери­ стики и сегодня могут потребовать); - предоставление ученику права высказывать свою точку зрения, право ребенка на ошибку; - признание неформальных организаций (сотрудничество с ними): - принятие детей такими, какие они есть; - демократизация отношений внутри коллектива: - демократизация отношений с родителями. Демократизация управления включает: ■ всемерное повышение роли образования, приоритет знаний в обществе; ■ создание государственно-общественных органов управления народным образованием: ■ децентрализацию управления народным образованием; ■ привлечение общественности к управлению народным образованием (и школой), создание общественных со­ ветов, наделенных большими правами; ■ введение отчетности школы и учителей перед родите­ лями, трудовыми коллективами; ■ расширение прав руководителя школы; ■ отмену системы непосредственного контроля за дея­ тельностью учителя со стороны городской и районной инспектур и передачу его руководству школы: ■ избавление учителя от мелочной опеки и "бумаго­ творчества" . Ряд школ страны и Кольского края воспользовался предостав­ ленным “Законом РФ об образовании” правом на “свободу и плюра­ лизм в образовании” с целью решения задач гуманизации учебно- воспитательного процесса. Это проявилось прежде всего в создании элитарных учебных заведений: гуманитарных гимназий, лицеев, а так­ же профильных классов и школ. Например, средняя общеобразовательная школа № 24 г. Мур­ манска, создав центр эстетического образования, получила профиль художественно-эстетической. В школе открыты: 29

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz