Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

стический гуманизм - высшая стадия развития гуманизма, марксисты забыли свое же правильное положение о том, что практика - критерий истины. Марксистская педагогика (марксистско-ленинская, сталин­ ская, брежневская) не хотела видеть, признавать, что в тоталитарном государстве не могут быть воплощены в жизнь гуманистические идеа­ лы, так как не обеспечены не только элементарные права личности, но часто и сама жизнь. С позиций общечеловеческих ценностей рассужде­ ния теоретиков социалистического гуманизма воспринимаются сего­ дня как великое лицемерие и ложь. Так в одной из крупных марксистских философско-этических мо­ нографий, раскрывающей сущность социалистического гуманизма, подчеркивается: “В марксистско-ленинском понимании гуманизм свя­ зан с возвышенным и благородным идеалом человека, с отношением к нему как к высшей ценности в мире...”1. И это написано и издано в стране, где за годы советской власти было физически уничтожено не­ сколько миллионов невинных людей. Сегодня мы понимаем, что с точки зрения педагогики гуманиза­ ция учебно-воспитательного процесса означает прежде всего гуманное отношение к ребенку, учет интересов личности, предельную индиви­ дуализацию учебного процесса. Перед учителями и воспитателями ставится конкретная задача психологической защиты каждого ребенка. Да, к сожалению, жизнь такова, что ребенка часто необходимо защищать. Это требование за­ писано в “Концептуальных основах содержания деятельности классно­ го руководителя” как важнейшая функция педагога. Защищать “от жизненных невзгод, конфликтов, от холода, голода, одиночества”, “от лидера-деспота”, “от “агрессивности в семье” и, что очень важно, “от авторитарного учителя” . Статистика безжалостно свидетельствует: ежегодно более двух тысяч детей кончают жизнь самоубийством. Де­ сятки детей уходят из жизни таким способом в Мурманской области. Гуманизация в педагогической науке и практике означает также: • Видение и понимание учителем каждого ребенка. • Помощь в приспособлении к другому образу жизни, по принципу “полюбить не похожего на себя”. • Достижение гуманистических отношений в референтной группе (референтность - это отношение значимости, связывающее субъекта с другим человеком или группой лиц). • Формирование общечеловеческих, нравственных ценно­ стей у детей. Названный выше документ перечисляет эти неоспоримые, дейст­ вительно значимые для всех людей ценности: 1 Петросян М.И. Гуманизм. (Опыт философско-этического и социологического исследования проблемы). - М.: Мысль, 1964, С. 8.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz