Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

ГУМА НИЗА ЦИЯ, ГУМА НИТА РИЗА ЦИЯ, ДЕМОКРА ТИЗА ЦИЯ КАК ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ В “Законе РФ об образовании” провозглашается “гуманисти­ ческий характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности”1. Рассмот­ рим эти понятия. Гуманизация (гуманизм - с лат. “человечный”) - это обществен­ ное признание достоинства и свободы личности, его права на развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений. Проблема гуманизма в пе­ дагогике имеет свою историю и представляет большой теоретический и практический интерес для школы и общества. Понятие “гуманистическая педагогика” ввела в обиход эпоха Возрождения. Это результат научной деятельности педагогов-гума- нистов Витторино де Фельтре. Паоло Верджерио, Франсуа Рабле и др. В своих педагогических трактатах они отстаивали идеи гармоническо­ го и всестороннего воспитания человека, необходимости учета инди­ видуальных особенностей личности, педагогической значимости на­ слаждений и удовольствий, свободы и достоинства человеческой природы, важности искусства как средства воспитания. По их мнению, человеческой природе свойственно стремление к добру. А потому вос­ питание должно без принуждения и подавления личности ребенка раз­ вивать это стремление. Гуманисты эпохи Возрождения закладывают теоретические основы гуманистической педагогики, в которой конеч­ ной целью выступает воспитание гармонии тела и духа. Проблемам гуманизации большое внимание уделяла марксист­ ская педагогика. Она впитала, осмыслила (с классовых позиций, прав­ да) научные изыскания педагогов эпохи Возрождения, педагогические труды французских материалистов XVIII века и других мыслителей. Марксисты обогатили теорию гуманистического воспитания некото­ рыми правильными выводами. Однако ряд ошибочных методологиче­ ских подходов часто сводит на нет их верные теоретические позиции. Во-первых, марксизм рассматривает гуманизм единственно лишь с классовых позиций. И прежде всего как центральную идеологическую проблему, вокруг которой ведется непримиримая идейно­ теоретическая борьба двух общественных систем - капитализма и со­ циализма. Во-вторых, марксизм противопоставляет социалистический гуманизм, революционный гуманизм общечеловеческим ценностям. Главное для марксистов - борьба (любыми средствами и любой ценой) за коммунизм. В-третьих, признав аксиомой мысль о том, что социали­ 1Закон Российской Федерации об образовании. - Мурманск: НМЦ, 1992, С. 4.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz