Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
В “Проекте закона РФ об образовании” было записано: “Цель воспитания - становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности’ 1. Эта достаточно широкая и довольно абст рактная цель возникла на волне “всплеска демократии”. Не вызывает сомнения ее правильность, однако, она требует конкретизации, ибо каждое из перечисленных понятий можно трактовать по-разному. В “Законе РФ об образовании” термин “воспитание”, как само стоятельная категория, вообще отсутствует, но есть следующее поло жение: “Под образованием понимается целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином опреде ленных государством образовательных уровней (образовательных цен зов)”2. Понятно, что это важное положение, конечно же, требовало конкретизации и разъяснения. Неслучайно в том же, 1991 году, “Вестник образования” №8 опубликовал “Концептуальные основы со держания деятельности классного руководителя”, где перед школой были поставлены две реальные, конкретные задачи: дать школьникам “базовое образование и базовую культуру”. В документе записано: “Базовое образование включает в себя то обязательное, что дает основание школьнику включиться в самостоя тельную жизнь и совершенствовать себя - свой ум, индивидуальные да рования... Базовая культура - это некоторая целостность, включающая оптимальное наличие свойств, качеств, ориентаций личности, позво ляющих личности развиваться в гармонии с общественной культурой, вносить в ее развитие свой вклад”3. Документ дает и раскрывает приоритетные направления базовой культуры: 1.Культура жизненного самоопределения (т.е. формирова ние культуры отношения человека не только к обществу, но и к самому себе, своему здоровью, образу жизни, к своим способ ностям, увлечениям). 2.Культура семейных отношений. З.Экономическая культура и культура труда. 4.Политическая, демократическая и правовая культура (ребенок должен знать свои права, записанные в “Законе о ре бенке”, “Конвенции о правах ребенка,” и уметь их отстаивать). 5.Интеллектуальная, нравственная культура и культура об щения. б.Экологическая культура. 7.Художественная культура. 1Проект закона РФ об образовании // Российская газета. - 1991. - № 29. 2Закон Российской Федерации об образовании. - Мурманск: НМЦ, 1992, С. 3. 3 Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя. - Вестник образования. - 1991. - № 8. 24
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz