Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

отметил, что “цель, как закон, определяет способ и характер действий человека”1. Таким образом, между целями воспитания, его содержанием и методами существует органическое единство. Это единство выступает как важная закономерность педагогики. Отсюда следует, что учителю нужно обстоятельно и в деталях осознавать цели и задачи воспитания. Тогда он глубже будет разбираться, какие качества нужно формиро­ вать у ребенка и какой должна быть методика воспитательной работы. На обыденном уровне каждый человек понимает, что большего в жизни чаще достигает не самый способный человек, а самый целеуст­ ремленный, знающий, что ему надо, умеющий идти к цели. Цель воспитания носит исторический характер. Она и объектив­ на и субъективна. Ее нельзя выводить только из потребностей сего­ дняшнего дня, т.к. растут и изменяются дети, преобразуется их мента­ литет; меняется само время, внося свои коррективы. Факторы, влияющие на формирование цели воспитания: 1. Уровень развития производительных сил общества (способ произ­ водства). Общество, находящееся на определенном уровне развития, дает школе конкретный социальный заказ (к примеру, не могла в средневековом обществе возникнуть цель “воспитание свободного человека”). 2. Уровень развития демократии в том или ином государстве: специфи­ ка идеологической надстройки, разнообразие национальных, рели­ гиозных, культурных особенностей страны. Понятно, что в тотали­ тарном и в демократическом государствах перед школой стоят принципиально разные цели воспитания. В СССР в течение многих десятилетий главенствовало “комму­ нистическое воспитание подрастающего поколения”, т.е. “всестороннее и гармоничное развитие личности”. Эта внешне прекрасная цель ока­ залась утопичной, т.к. для ее осуществления не было создано условий. Но как идеальная цель, сверхзадача, к которой может и должно стре­ миться общество, - она, естественно, имеет право на существование. В 1985 году ВНИК (временный научно-исследовательский кол­ лектив под руководством Э.Д. Днепрова), разрабатывая концепцию современной школы, предложил в качестве цели воспитания - “разностороннее развитие личности”. Так как дети имеют различные задатки к разным видам деятельности то задача воспитателя, по мне­ нию ученых, заключается в том, чтобы, изучив личность ребенка, соз­ дать условия для развития именно тех задатков, проявления которых у него наиболее возможны. После школы, если у выпускника есть жела­ ние, он может путем самообразования и самовоспитания восполнить то, что не получил в школе. 1Маркс К., Энгельс Ф. Капитал// Соч. 2-е. - 1960, Т. 23, С. 189. 23

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz