Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

ЦЕЛЬ ВОСПИТАНИЯ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КАТЕГОРИЯ Важной проблемой педагогики является разработка и определе­ ние целей воспитания. “Цель - это предвосхищаемый в сознании ре­ зультат, на достижение которого направлены действия”1. В качестве мотива цель направляет и регулирует действия. Воспитание в узком смысле слова (педагогическом) - всегда целенаправленный процесс. “Под целью воспитания следует понимать те, заранее определяемые (прогнозируемые) результаты в подготовке подрастающих поколений к жизни, в их личностном развитии и формировании, которые стре­ мятся достигнуть в процессе воспитательной работы”2. Практика показала, что эффективность воспитательной деятель­ ности во многом зависит от того, насколько четко воспитатель пред­ ставляет цель своей деятельности, насколько глубоко и полно осознает важность и значимость этой цели, верит в ее разумность и справедли­ вость, насколько увлекает ею своих воспитанников. Крупнейший физиолог и психолог В.М. Бехтерев считал, что ре­ шение вопроса о цели воспитания - это непосредственное дело педаго­ гической науки. “Выяснить цель воспитания и доказать способы дос­ тижения этой цели, - подчеркивал он, - есть во всяком случае дело науки...”3 “Что сказали бы вы об архитекторе, - писал К.Д. Ушинский, - который, закладывая новое здание, не сумел бы ответить вам на во­ прос, что он хочет строить - храм ли ... просто ли дом, в котором жи­ лось бы уютно, красивые ли, но бесполезные торжественные ворота, на которые заглядывались бы проезжающие?.. То же самое должны вы сказать и о воспитателе, который не сумеет ясно и точно определить вам цели своей воспитательной деятельности”4. Определение цели воспитания К.Д. Ушинский считал пробным камнем философских и психологических теорий, первым вопросом пе­ дагогики. А.С. Макаренко подчеркивал, что воспитатель должен уметь проектировать личность, детально представлять, какой она должна быть и какие качества у нее нужно формировать. В физиологии (Н.А. Бернштейн, П.К. Анохин) имеется понятие модели потребного будущего, представляющего собой закодирован­ ный в мозгу образ требуемого результата, который и определяет отбор целесообразных действий дтя его достижения. К. Маркс справедливо 1Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд., М.: Политиздат, 1986, С. 534. 2Харламов И.Ф. Педагогика. - М.: Высш. школа, 1990, С. 41. 3Бехтерев В.М. Вопросы воспитания в возрасте первого детства.-СПб., 1909, С. 5. 4 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. - Собр. соч. В 11-ти т. - М., 1950, Т. 8, С. 17-18. 22

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz