Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

ным явлениям, которые происходят в обществе и т.д. Это культура са­ моопределения. Помочь ее сформировать - важнейшая приоритетная задача школы и воспитателя. ■ Воспитание - длительный, бесконечный процесс. До последнего дня человек находится под воздействием социально-экономических, нравственно-этических, культурных процессов, которые происходят в обществе, под “прессом” средств массовой информации. ■ Воспитание органически связано с процессом самовоспитания (это две стороны единого процесса формирования личности). Самовоспитание - это сознательная деятельность, направленная на возможно более полную реализацию человеком себя как личности. В этом смысле интересную мысль высказал философ И.А. Ильин: “Воспитать ребенка - значит заложить в нем основы духовного харак­ тера и довести его до способности самовоспитания”1. Жизнь многих выдающихся людей является иллюстрацией ог­ ромных возможностей, заложенных в человеке, которые он формирует сам внутренними целенаправленными усилиями: путь в науку М. Ло­ моносова, “университеты” М. Горького и т.д. Гимназист Костя Ушинский предписал себе следующие правила: “ 1. Спокойствие совершенное, по крайней мере- внешнее. 2. Прямота в словах и поступках. 3. Обдуманность действия. 4. Решительность. 5. Не говорить о себе без нужды ни слова. 6. Не проводить времени бессознательно; делать то, что хочешь, а не то, что случится. 7. Издерживать только на необходимое или приятное, а не по страсти издерживать. 8. Каждый вечер добросовестно давать отчет в своих поступках. 9. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет. 10. Никому не показывать этого журнала.” Дневниковые записи будущего выдающегося педагога свидетель­ ствуют, что молодому К. Ушинскому многих усилий стоило выполне­ ние этих правил. “Тщеславие разгулялось, и нарушил два правила: 1-е и 9-е”. “Изменил первому и самому главному правилу - спокойствию. Частью от забывчивости, частью и нет!... Врал!...”2 1Ильин И.А. Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993, С. 204. ! Соловейчик С. Час ученичества. - М.: Детская литература, 1970, С. 135. 21

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz