Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
учебного материала. Например, одни дети уже дома научились хорошо читать, другие читают по слогам, а кто-то вовсе не знает ни одной бук вы алфавита... У каждого ученика свой уровень умственного и психи ческого развития, свои особенности мышления, памяти, свой уровень воспитанности и уровень развития воли, определенное здоровье и т.д. А все они - такие разные - обучаются в одном классе и по одной про грамме. Конечно же, процесс адаптации к школьной жизни у них будет проходить неодинаково. В процессе обучения школьники столкнутся также с рядом более частных противоречий: между логикой изложения учебного материала и процессом усвоения его, между пониманием материала учителем и учеником, между теоретическими знаниями и умениями применять их на практике и т.д. Рассмотрим, каким образом учитель может помочь ученикам ус пешно преодолеть противоречия, с которыми постоянно сталкиваются его воспитанники. Например, в городскую школу приехал из сельской местности школьник, которому трудно адаптироваться в новом кол лективе городских ребят. Он испытывает трудности в общении, т.к. стеснителен, не уверен в своих силах. К тому же чувствуются пробелы знаний по ряду предметов, которые в сельской школе плохо препода вались или совсем не велись. Получив такую информацию, учитель должен помочь новому ученику преодолеть это противоречие. Меха низм (технологию) преодоления его раскрывает закон взаимного пере хода количественных изменений в коренные качественные. Воспита тель может разработать целую программу педагогических действий (это будет накопление количества), которая поможет школьнику адап тироваться в новой микросреде. Он выявит пробелы в знаниях ученика по своему предмету и поможет их ликвидировать, осуществляя инди видуальный подход и прежде всего практическую помощь, организуя дополнительные занятия; поможет в налаживании общения с классным коллективом, раскрывая те хорошие нравственные качества, которые есть у новичка: доброту, открытость, честность, любовь к природе, животным, т.е. покажет, какой интересный, своеобразный человек появился в их коллективе; даст общественное поручение, развивающее коммуникативные способности, в паре с доброжелательным, общи тельным учеником и т.д. И через какое-то время наше целенаправлен ное воздействие, умноженное на собственное стремление ребенка пре одолеть возникшие трудности, приведут к скачку - новенький адаптируется в городской школе. Закон отрицания отрицания показывает основное направление, тенденцию развития и формирования личности ребенка в результате нашего воспитательного воздействия. ■ Процесс воспитания всегда включает формирование опр ленного отношения к себе, людям, окружающей природе, к общёствен- 20
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz