Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

учебного материала. Например, одни дети уже дома научились хорошо читать, другие читают по слогам, а кто-то вовсе не знает ни одной бук­ вы алфавита... У каждого ученика свой уровень умственного и психи­ ческого развития, свои особенности мышления, памяти, свой уровень воспитанности и уровень развития воли, определенное здоровье и т.д. А все они - такие разные - обучаются в одном классе и по одной про­ грамме. Конечно же, процесс адаптации к школьной жизни у них будет проходить неодинаково. В процессе обучения школьники столкнутся также с рядом более частных противоречий: между логикой изложения учебного материала и процессом усвоения его, между пониманием материала учителем и учеником, между теоретическими знаниями и умениями применять их на практике и т.д. Рассмотрим, каким образом учитель может помочь ученикам ус­ пешно преодолеть противоречия, с которыми постоянно сталкиваются его воспитанники. Например, в городскую школу приехал из сельской местности школьник, которому трудно адаптироваться в новом кол­ лективе городских ребят. Он испытывает трудности в общении, т.к. стеснителен, не уверен в своих силах. К тому же чувствуются пробелы знаний по ряду предметов, которые в сельской школе плохо препода­ вались или совсем не велись. Получив такую информацию, учитель должен помочь новому ученику преодолеть это противоречие. Меха­ низм (технологию) преодоления его раскрывает закон взаимного пере­ хода количественных изменений в коренные качественные. Воспита­ тель может разработать целую программу педагогических действий (это будет накопление количества), которая поможет школьнику адап­ тироваться в новой микросреде. Он выявит пробелы в знаниях ученика по своему предмету и поможет их ликвидировать, осуществляя инди­ видуальный подход и прежде всего практическую помощь, организуя дополнительные занятия; поможет в налаживании общения с классным коллективом, раскрывая те хорошие нравственные качества, которые есть у новичка: доброту, открытость, честность, любовь к природе, животным, т.е. покажет, какой интересный, своеобразный человек появился в их коллективе; даст общественное поручение, развивающее коммуникативные способности, в паре с доброжелательным, общи­ тельным учеником и т.д. И через какое-то время наше целенаправлен­ ное воздействие, умноженное на собственное стремление ребенка пре­ одолеть возникшие трудности, приведут к скачку - новенький адаптируется в городской школе. Закон отрицания отрицания показывает основное направление, тенденцию развития и формирования личности ребенка в результате нашего воспитательного воздействия. ■ Процесс воспитания всегда включает формирование опр ленного отношения к себе, людям, окружающей природе, к общёствен- 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz