Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
1. Человек (ребенок) - не просто материал природы, а активное существо, с неповторимыми индивидуальными качествами, с собствен ным отношением к происходящим событиям и пониманием их. Он со участник педагогического процесса, обладающий своими целями, мо тивами, личным поведением. Таким образом, объект педагогической деятельности одновременно является и субъектом ее, деятелем, кото рый может как угодно разно относиться к педагогическому воздейст вию, ибо воспринимает его через свой внутренний мир, свои уста новки. 2. Учитель имеет дело с постоянно меняющимся, растущим че ловеком, к которому не приемлемы шаблонные подходы и стереотип ные действия. Это обстоятельство требует от учителя постоянного творческого поиска. 3. Одновременно с педагогами воздействует на ребенка, подро стка, юношу вся окружающая его жизнь, часто стихийно, многоплано во, в различных направлениях. Поэтому педагогический труд предпо лагает корректировку этих воздействий, в том числе исходящих от самого воспитанника, - иными словами, организацию воспитания и перевоспитания, и самовоспитания личности. Субъект - тот, кто воздействует на воспитанника, - педагог, ро дители, коллектив. Основной инструмент воздействия на воспитанника - личность учителя, его знания, умения. Если учащиеся не восприни мают личность учителя, критически относятся к его знаниям, поступ кам, они, и это логично, воспротивятся его воздействию1. ■ В процессе воспитания проявляются практически все зако диалектики. Процесс воспитания сложен и противоречив, а значит, мы должны выяснить проявления закона единства и борьбы противопо ложностей, который раскрывает источник развития личности ребенка. В процессе взаимодействия воспитатель и воспитанник сталкиваются с самыми различными противоречиями, преодолевая которые ребенок формирует те или иные нравственно-этические качества. Задача воспи тателя, изучив ребенка, увидеть эти противоречия (трудности), ме шающие воспитаннику, понять, чем они обусловлены, и помочь их преодолеть. Когда ребенок приходит в школу, сразу же возникает серьезное противоречие между общими требованиями учебного заведения, рас считанными на круг детей этого возраста, и индивидуально- познава тельными возможностями каждого первоклассника. Во-первых, дети от игровой деятельности, которая была основной в детском садике и дома, переходят к познавательной (более сложной и трудной), а во- вторых, играет свою роль степень подготовленности детей к усвоению 1 Подробнее см.: Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А. Зязюна. - М.: Просвещение, 1989, С. 7-10.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz