Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Воспитание как педагогическая категория отличается специфи­ ческими чертами (особенностями): ■ Воспитание - процесс многофакторный. А.В. Мудрик считает, что все факторы можно объединить в три группы. “Первая - макро­ факторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей. Это космос, планета, мир в целом, страна, общество, государство. Вторая - мезофакторы (мезо - средний, промежуточный). К ним можно отнести этнос и тип поселения (город, село), в котором живет человек. Третья - микрофакторы, в которых происходит социа­ лизация больших или меньших групп людей, выделяемых по различ­ ным признакам. Это те институты социализации, с которыми человек непосредственно взаимодействует (семья, школа, общество сверстни­ ков)”1. Часто в микросреде, где находится ребенок, одни и те же нрав­ ственно-этические факты и явления оцениваются диаметрально проти­ воположно. Например, на уроке литературы учитель, поясняя творче­ ство поэтов и писателей XIX века, говорит о благородных, возвышенных отношениях между мужчиной и женщиной, о красивой, жертвенной любви. Но во дворе, в компании старших ребят, ребенок может услышать интерпретацию той же темы на вульгарно-бытовом уровне, увидит дома отношения, далеко не всегда достойные, матери и отца, взаимоотношения других мужчин и женщин. И трудно сказать, чьи аргументы - учителя, сверстников, свои наблюдения о взаимоот­ ношениях мужчин и женщин - будут для него убедительнее. На каждом шагу, надо признать, люди дают одним и тем же поступкам разную нравственную оценку. ■ В процессе воспитания ребенок выступает как объект и как субъект воспитания. В философии под “субъектом” понимается “активно действующий и познающий, обладающий сознанием и волей индивид или социальная группа”2. И чем в большей степени ребенок будет субъектом воспитания (т.е., когда воспитатель учитывает его возрастные, индивидуальные особенности, понимает мотивацию по­ ступков, его психическое состояние, здоровье и множество других об­ стоятельств), тем успешнее пойдет процесс воспитания. Результат вос­ питания есть лишь тогда, когда опосредованное воздействие воспитателя на воспитанника совпадает с внутренним устремлением ребенка, вызывает желание следовать словам и поступкам учителя. Специфика объекта педагогического труда заключается в сле­ дующем: 1Мудрик А.В. Социализация и “смутное время”. - М.: Знание, 1991, С. 7. 2Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1986, С. 465- 466.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz