Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ Сущность (как философская категория) означает смысл данной вещи, явления, процесса, то есть то, что она есть сама по себе, в отли­ чие от других вещей, явлений, процессов1. Сущность должна отражать глубинные связи, отношения, внутренние законы, определяющие ос­ новные черты тенденции развития данного явления. “Сущность процесса воспитания заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека с тем, чтобы найти свое вы­ ражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности”2. Воспитание в широком смысле слова (как процесс социализации личности ребенка) - это передача социального, производственного опыта, культуры, народных традиций подрастающему поколению. В этом смысле воспитание - категория “вечная”, возникшая задолго до того, как появилась специальная наука, названная педагогикой. Воспитание в узком смысле слова - это целенаправленный, упо­ рядоченный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленный на решение тех или иных конкретных задач. В этом по­ нимании оно обычно осуществляется в специальных учебно- воспитательных и образовательных заведениях (государственных, об­ щественных, частных), где в роли воспитателей выступают люди, имеющие специальное профессионально-педагогическое образование. Интересное определение процесса воспитания дает педагог- новатор, профессор В. Караковский: “Воспитание - есть педагогиче­ ское управление процессом развития личности. Но управление не лич­ ностью, а процессом ее развития (общение, совместный поиск истины, воспитание через создание воспитывающих ситуаций, через творче­ скую деятельность)”3. Это означает, что процесс воспитания становится результатив­ ным не тогда, когда мы читаем ребенку нотации и учим тому, “что та­ кое хорошо и что такое плохо”, а когда включаем его в общение и дея­ тельность (познавательную, трудовую, спортивную и т.д.). которые ему интересны и где он может проявить себя как личность. А значит, вос­ питатель (учитель) должен уметь прекрасно общаться с детьми и про­ фессионально владеть организацией всех видов деятельности, которые интересны и значимы для них. 1 См.: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1986, С. 469. 2 Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988, С. 94. 3 Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 2, С. 4. 17

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz