Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
СУЩНОСТЬ ПРОЦЕССА ВОСПИТАНИЯ Сущность (как философская категория) означает смысл данной вещи, явления, процесса, то есть то, что она есть сама по себе, в отли чие от других вещей, явлений, процессов1. Сущность должна отражать глубинные связи, отношения, внутренние законы, определяющие ос новные черты тенденции развития данного явления. “Сущность процесса воспитания заключается в том, что внешнее (объективное) становится достоянием внутреннего (субъективного), переводится в область сознания человека с тем, чтобы найти свое вы ражение в результатах дальнейшего поведения и деятельности”2. Воспитание в широком смысле слова (как процесс социализации личности ребенка) - это передача социального, производственного опыта, культуры, народных традиций подрастающему поколению. В этом смысле воспитание - категория “вечная”, возникшая задолго до того, как появилась специальная наука, названная педагогикой. Воспитание в узком смысле слова - это целенаправленный, упо рядоченный процесс взаимодействия воспитателя и воспитанников, направленный на решение тех или иных конкретных задач. В этом по нимании оно обычно осуществляется в специальных учебно- воспитательных и образовательных заведениях (государственных, об щественных, частных), где в роли воспитателей выступают люди, имеющие специальное профессионально-педагогическое образование. Интересное определение процесса воспитания дает педагог- новатор, профессор В. Караковский: “Воспитание - есть педагогиче ское управление процессом развития личности. Но управление не лич ностью, а процессом ее развития (общение, совместный поиск истины, воспитание через создание воспитывающих ситуаций, через творче скую деятельность)”3. Это означает, что процесс воспитания становится результатив ным не тогда, когда мы читаем ребенку нотации и учим тому, “что та кое хорошо и что такое плохо”, а когда включаем его в общение и дея тельность (познавательную, трудовую, спортивную и т.д.). которые ему интересны и где он может проявить себя как личность. А значит, вос питатель (учитель) должен уметь прекрасно общаться с детьми и про фессионально владеть организацией всех видов деятельности, которые интересны и значимы для них. 1 См.: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - М.: Политиздат, 1986, С. 469. 2 Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988, С. 94. 3 Караковский В. Общечеловеческие ценности - основа учебно-воспитательного процесса // Воспитание школьников. - 1993. - № 2, С. 4. 17
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz