Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
выявлять моменты перехода количественных изменений в качествен ные; г) рассматривать процесс развития как самодвижение и самораз витие, происходящее в силу присущих ему внутренних противоречий, единство и борьба этих противоположностей или противоречий и есть движущая сила, источник развития. Требования диалектического метода - основные установки науч ного исследования, носящие характер всеобщности и универсальности, они служат руководством в исследовательских действиях во всех об ластях научных знаний. Второй уровень методологии - это общенаучная методология: совокупность научных концепций, подходов, характерных для данной науки. В педагогике это “деятельный подход”, “личностный подход”, “комплексный подход”, идеи “гуманизации, демократизации, гумани таризации учебно-воспитательного процесса” и др. Третий уровень методологии - конкретно- научная методология (совокупность методов, принципов исследований). Например, методы научно-педагогических исследований: различного вида анкетирования, эксперимент, метод экспертных оценок и т.д. Четвертый уровень методологии - это методика и технология ис следования. Когда трудности испытывает наука или ученый, следует обра щаться именно к методологии, следует анализировать свою работу. В методологии педагогики очень важной является категория “практики”. Именно ради нее собственно и развивается наука. Мето дология должна помогать отражать и преобразовывать педагогиче скую действительность. Научная работа направлена на улучшение пе дагогической практики1. 1Подробнее см.: Введение в научное исследование по педагогике / Под ред. В.И. Журавлева. - М.: Просвещение, 1988. Методологические проблемы развития педагогической науки / Под ред. П.Р. Атутова. - М.: Педагогика, 1985.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz