Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

гической теории, о принципах подхода и способах добывания знаний, верно отражающих непрерывно изменяющуюся педагогическую дейст­ вительность в условиях изменяющегося общества”1. Педагогическая методология включает: ■ учение о структуре и функциях педагогического знания; ■ исходные, фундаментальные, общенаучные и педа­ гогические положения (теории, концепции, гипоте­ зы); ■ учение о методах педагогического исследования (методология в узком значении). Методология связана и с преподаванием. Это проявляется трой­ ственно: 1) Методология формирует отношение педагога к своему- труду, это ориентир на то, кого готовить: равнодушного технократа, который не видит человека, не имеет экологических ценностей, или гу­ манную личность. 2) Педагог-исследователь успешной научной работой вно­ сит свою лепту в развитие методологии. 3) Преподаватели трансформируют педагогическую науку в учебники, пособия, лекции. Методология помогает понять связь теории и практики. Теория пока стоит у нас, к сожалению, на втором плане, а на первом месте - методические советы. Педагогическая же действительность намного богаче методических рекомендаций. Ведь предусмотреть в них все не­ возможно. Методология требует обучить студента пользоваться нау­ кой для самосовершенствования. В настоящее время, как никогда, нужны методологическая гра­ мотность и методологическая культура. А школьный учитель чаще требует методических разработок, а не педагогическую теорию. Отсут­ ствие высокого уровня методологической подготовки мешает ему по­ нять, что, зная хорошо теорию, он сам создаст свою методику обуче­ ния и воспитания. Д.Б. Юдин выделяет четыре уровня методологии. Первый уро­ вень - философская методология (общие принципы познания). Она требует: а) изучать явления в их развитии, т.е. подходить к явлениям как к развивающимся и изменяющимся (именно такими являются все педагогические явления, помните, "педагогика - самая диалектическая наука”); б) изучать данные явления в их связях и взаимодействии с дру­ гими явлениями, в первую очередь с теми, которые определяют их по­ ведение, влияют на них сейчас и определяют тенденции дальнейшего развития; в) прослеживать постепенное развитие изучаемого явления, 1Данилов М.А. Основные проблемы методологии и методики педагогических ис­ следований // Советская педагогика. - 1969. - № 5, С. 32. 15

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz