Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПЕДАГОГИКИ Методология: 1) совокупность познавательных средств, методов, приемов, используемых в какой-либо науке: 2) область знания, изу­ чающая средства, предпосылки и принципы организации познаватель­ ной и практически-преобразующей деятельности1. Развитие методологии - одна из сторон развития научного по­ знания в целом. Всякое научное открытие имеет не только предметное, но и методологическое содержание, т.к. оно связано с критическим пе­ ресмотром существующего понятийного аппарата, предпосылок и подходов к интеграции изучаемых материалов. Делая объектом анали­ за ту деятельность, в ходе которой вырабатывается предметное знание, методология науки выступает как одна из форм самопознания и само­ сознания науки. Методология тесно связана с гносеологией, которая анализирует всеобщие характеристики познавательной деятельности. Отправляясь от них, методология фокусируется на особенном, на том, как они воплощаются в конкретных познавательных ситуациях и в сферах познания, в определенных историко-культурных условиях. Традиционно проблемы методологии разрабатывались в рамках философии. Однако в связи с дифференциацией современного позна­ ния, усложнением понятийного аппарата, совершенствованием позна­ вательных средств и методов дифференцируется и сфера методологии. Современная методология выполняет два типа функций. Во-первых, она выявляет смысл научной деятельности и ее взаимоотношений с другими сферами, т.е. рассматривает науку с точки зрения практики общества, культуры, человека. Это философская проблематика. Фило­ софская методология - не есгь особый раздел философии: философские функции по отношению к специальным наукам выполняет философия в целом. Во-вторых, методология решает задачи совершенствования, рационализации научной деятельности, выходя за пределы философии, хотя и опираясь на разрабатываемые ею мировоззренческие и общеме­ тодологические ориентиры и основания. Среди проблем, изучаемых методологией, выделяются: описание и анализ этапов научного исследования: анализ языка науки, выясне­ ние сферы применения отдельных процедур и методов (объяснение, до­ казательства, эксперимент); анализ исследовательских принципов, под­ ходов и концепций. Во многих сегодняшних спорах в различных областях знаний помогает разобраться и найти истину именно методология. “Методология педагогического знания определяется как система знаний об исходных положениях, об обосновании и структуре педаго­ 1См.: Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. М.: Политиздат, 1986, С. 278-279.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz