Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Структура педагогики “Структура (с лат. - строение, расположение) - это определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей целого; строение, устройство чего-либо”1. С накоплением знаний происходит дифференциация и специали­ зация наук, т.е. расчленение когда-то единой науки на ряд частных ее областей, продолжающих развиваться уже самостоятельно. Вы помните, в свое время педагогика была частью философии. Сегодня к числу самостоятельных педагогических дисциплин относят­ ся: общая педагогика (изучает общие закономерности воспитания, об­ разования, обучения), возрастная педагогика (изучает закономерности преддошкольного, дошкольного, школьного возраста), история педа­ гогики (изучает развитие педагогических идей, их единство с учебно- воспитательной практикой в различные исторические эпохи), специ­ альная педагогика (изучает особенности обучения и воспитания детей с физическими или умственными отклонениями). В ее состав входят: а) сурдопедагогика (педагогика глухонемых); б) тифлопедагогика (педагогика слепых детей); в) олигофренопедагогика (педагогика умственно отсталых детей). Все виды специальной педагогики строятся на основе общей пе­ дагогики, с учетом соответствующего дефекта, и направлены на разра­ ботку теории определенной учебно-воспитательной деятельности. Обучение и воспитание таких детей в специальных учреждениях делает их полезными членами общества. Сравнительная педагогика (занима­ ется анализом развития педагогики в разных странах). Частные мето­ дики - ими разрабатываются вопросы преподавания того или другого предмета (истории, физики, биологии и др.) исходя из общепедагоги­ ческих основ. Педагогика подразделяется на ряд научных отраслей: дошколь­ ная педагогика, педагогика школы, педагогика профессионально- технического образования, производственная педагогика, педагогика высшей школы, военная педагогика, педагогика непрерывного образо­ вания, педагогика семейного воспитания2. Совокупность отраслей педагогики образует единую систему пе­ дагогических наук. 1Энциклопедический словарь в 2 т.. - М., 1963. - Т.2, С. 457. 2См.: Педагогика: Учеб. пособие / Под ред. С.П. Баранова, В.А. Сластенина. - М.: Просвещение, 1986, С. 22-23.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz