Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

правильный отдых, а учебную программу планировать с учетом физи­ ческого и умственного здоровья школьников1. Социология воспитания - это наука, которая изучает воспитание как широкое социально-педагогическое явление, как социокультурный институт. Предметом ее является изучение целостного процесса воспита­ ния, его социально-педагогической природы, социальных функций и механизмов, условий и способов реализации. Практический смысл социологии воспитания заключается в том, что эта наука выявляет основные социологические условия и факторы, влияющие позитивным или негативным образом на формирование личности, а также представляет органам управления обществом, госу­ дарством информацию о потребностях, интересах, настроениях раз­ личных групп населения, их социально-ценностных ориентациях и, со­ ответственно, об их возможностях влияния на развитие общественных процессов2. Таким образом, педагогика, психология, физиология, педагоги­ ческая валеология, педагогическая социология, частные методики имеют как общие, так и отличительные черты. Объединяет их то, что эти человековедческие науки имеют общий объект изучения. Каждая из них обладает и собственной спецификой. Физиология устанавливает анатомо-физиологические закономерности формирования организма человека, выявляет особенности их функционирования у детей различ­ ных возрастных категорий. Психология изучает и раскрывает законо­ мерности и механизмы развития психических процессов и личностных свойств человека, разрабатывает психологические основы обучения и воспитания. Педагогика исследует сам образовательный процесс, его закономерности, содержание, организацию, формы и методы. Кон­ кретные методики на основе психологических и общедидактических закономерностей рассматривают специфические задачи содержания, формы и методы обучения тому или иному учебному предмету. Психо- лого-педагогические науки изучают ребенка, процесс его развития, обучения и воспитания с разных сторон в соответствии со спецификой своего предмета. 1См.: Татарникова Л.Г. Педагогическая валеология; Генезис. Тенденции развития. - Санкт-Петербург: изд. “Петроградский и К”, 1995, С. 3, 21. 2 См.: Ильчиков М.З., Смирнов Б.А. Социология воспитания: монография. - М.: Институт международного права, 1996,

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz