Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

I этап (предварительный). Прочитать записи, сделанные на л ции. Вынести на поля все, что потребуется уточнить и дополнить. За­ писать неоконченные фразы, пропущенные слова и т.д. Ознакомиться с материалом по учебному пособию и другим источникам и устранить неточности в записях. Техническое дооформление записей (подчер­ кивание, выделение главного, разделов, подразделов и т.д.). П этап (основной). Внимательное чтение рекомендуемых источ­ ников. Анализ прочитанного. Выделение главного. Дополнение со­ держания лекции новыми положениями, примерами, доказательствами из прочитанного. Записи дополнительного материала на полях кон­ спекта или в конце лекции. III этап (заключительный). Просмотр всего конспекта с точки зрения соответствия его плану и рассматриваемым проблемам. Систе­ матизация и обобщение материала с учетом сделанных самостоятельно дополнений из других источников. Осмысление содержания темы лек­ ции в целом. Студенты должны научиться объективно оценивать качество лекций преподавателя. Существуют три группы критериев вузовской лекции: содержание лекции, методика изложения, мастерство речи. Первая группа относится к разработке содержания и структуры лек­ ции: • Четкость определения предмета лекции, цели и задач. • Насыщенность лекции научной информацией. • Освещение в лекции новейших достижений отечественной и зарубежной педагогики, психологии, анализ инноваций (передового педагогического опыта). • Тщательный отбор материала, концентрация содержания на раскрытие основных понятий. • Использование и анализ научной литературы, объектив­ ная оценка материала учебных пособий по излагаемому вопросу. Вторая группа критериев относится к качествам лектора: • Ясная позиция лектора, его идейная и научная убежден­ ность, последовательное проведение этой убежденности в содержании и форме подачи лекции. • Научная и общая эрудированность, свободное владение информацией. • Увлеченность предметом и глубокий интерес к научному творчеству. • Лекторское мастерство как совокупность знаний и высо­ коразвитых общих умений (овладеть вниманием, удерживать его на протяжении лекции, стимулировать мыслительную деятельность и др.), а также коммуникативных умений. 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz