Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

просмотра записей предыдущей лекции, изучения соответствующих глав учебных пособий и рекомендованной литературы. При этом сле­ дует выделить непонятные вопросы и попытаться разобраться в них самостоятельно, а в случае необходимости обратиться за помощью к преподавателю. Перед очередной лекцией по курсу “Теория воспитания” следует ознакомиться с содержанием предшествующей лекции по вопросам программы или учебного пособия: уточнить и записать вопросы, ко­ торые потребуется выяснить, подготовить все необходимое для работы над лекцией (тетрадь, ручки, фломастеры и др.). Важно создать целе­ вую установку и психологический настрой на восприятие лекции. Мо­ тивацией активного восприятия материала может послужить осозна­ ние важности полученной на лекции информации для сдачи курсового или государственного экзаменов, для учебно-воспитательной практи­ ки, для будущей профессиональной деятельности и т.д. Лекцию целесообразно записывать. Однако скорость чтения лек­ ции составляет примерно 120 слов в минуту, а скорость записи студен­ тами - около 30-40 слов. Поэтому записывать необходимо не все, а только суть лекции: структуру, рассматриваемые вопросы и проблемы, рекомендуемую литературу, ход рассуждения, выводы. Записывать следует своими словами, допуская общепринятые сокращения и со­ кращения, понятные только самому студенту. Методика записи лекции сугубо индивидуальна. Но существуют некоторые наиболее употребительные и целесообразные способы ве­ дения конспекта, требования к его оформлению. • Оформление конспекта. Необходимо завести специальную тол­ стую тетрадь и запретить себе вырывать из нее листы. Наибо­ лее оптимальная схема оформления конспекта: оставлять поля для последующей работы над материалом, записывать шари­ ковыми ручками или карандашами с мягким графитом, ис­ пользовать пасту разного цвета для выделения заголовков, ос­ новных мыслей, проблем, выводов и т.д. • В конспекте целесообразно указывать дату занятий, рассматри­ ваемые вопросы, рекомендованную литературу. • Важно понять, что правильно записанная лекция экономит время студента, делает его независимым от товарищей, вселяет уверенность в собственные силы. Поэтому записывать лекцию следует по возможности четко, разборчиво, понятно. Особо важные принципиальные положения, формулировки необхо­ димо выделить рамками, цветными фломастерами и каранда­ шами, подчеркиванием, крупным шрифтом и т.д. Не менее важно для усвоения материала научиться работать над своими лекционными записями. Можно выделить следующие этапы такой работы: 135

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz