Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

П Р И Л О Ж Е Н И Е ВУЗОВСКАЯ ЛЕКЦИЯ Лекция сильнее книги возбуждает любовь к науке. Н.И. Пирогов Лекция ( с лат. - ‘‘чтение”) - ведущая форма организации учебно­ го процесса в высшей школе. Ее появление относится к периоду воз­ никновения в XII веке первых университетов. Хорошая лекция - школа научного мышления. В лекции, как пра­ вило, освещаются только важнейшие, узловые, проблемные вопросы, которые недостаточно освещены в психолого-педагогической литера­ туре и имеют неоднозначную трактовку. Лекция обладает существенными преимуществами в сравнении с такими ценными источниками знаний, как учебные пособия и моно­ графии, т.к. она успевает следить за последними достижениями науки и школьной практики, тогда как учебные пособия отстают от них на несколько лет. Живое слово преподавателя обеспечивает более глубокое и прочное первичное усвоение изучаемого материала, наглядно раскры­ вает методику, последовательность его изложения и восприятия, фор­ мирует взгляды и убеждения студентов, дает им возможность привести сообщаемые знания в стройную систему, рационально распределить силы и рационально организовать и использовать свое время. Лекция дисциплинирует слушателей, мобилизует их внимание, заставляет включать в работу одновременно несколько анализаторов (смотреть, слушать, записывать); преподаватель знакомит студентов с психолого-педагогической литературой, помогает ориентироваться в специальных изданиях, стимулирует их целенаправленную самостоя­ тельную работу над изучаемой темой. Успешный процесс обучения - это результат творческого взаи­ модействия преподавателя (лектора) и слушателей (студентов). Чтобы получить оптимально возможный познавательный результат от лек­ ции, слушателям необходимо овладеть умением подготовки к ней, чет­ кого восприятия материала, дальнейшей работы над лекцией с целью прочного усвоения и закрепления знаний. К восприятию лекции студенту надо готовиться. Прежде всего необходимо восстановить в памяти ранее изученный материал путем 134

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz