Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
Разработка в педагогике вопросов учебно-воспитательной рабо ты с детьми, подростками требует широкого привлечения данных пси хологии о восприятии, мышлении, памяти, речи, воображении, чувст вах, воле и т.д. Формируя личность подрастающего человека, его сознание и самосознание в процессе жизни и учения, педагог исходит из знания психологических особенностей личности, ее потребностей, интересов, привычек, склонносгей, способностей, темперамента и ха рактера. Но было бы ошибкой считать, что психология, в силу своей мно гозначности, может заменить педагогику. Через педагогику знания по психологии переходят в методику и педагогическую практику. Психо лог Н.Ф. Талызина справедливо отмечает: “Дело в том, что достиже ния педагогической психологии не могут использоваться в практике обучения напрямую. Прежде их необходимо превратить в дидактиче ские принципы, отразить в методах обучения, а затем следует учесть специфику изучаемого предмета, т.е. спуститься на уровень частных методик, которые также опосредуют связь педагогической психологии с практикой обучения”1. Знание физиологии поможет учителю-воспитателю учитывать в работе особенности развития детского организма, его возрастные воз можности. Позволит рационально организовать режим школьника, где познавательная деятельность будет правильно сочетаться с отдыхом, а расписание уроков и предметная нагрузка - зависеть от времени года (например, в Заполярье необходимо учитывать негативное влияние полярной ночи на детей) и т.д. Педагогическая валеология - новое направление, возникшее на стыке наук о человеке и развивающееся на основе системного, антро пологического, антропософского, акмеологического и диалектическо го подходов. В России первые контуры валеологической науки, применитель но к сбережению здоровья человека, были обозначены И.И. Брехманом в 1981 году. Педагогическая валеология как наука о включении чело века в процесс формирования своего здоровья до сих пор находится в стадии становления. Однако ее выводы и рекомендации исключитель но важны для практики. Например, с точки зрения педагогической ва- леологии каждый учитель должен владеть знаниями элементарных ги гиенических требований к учебно-воспитательному процессу, уметь проводить тестирование на определение уровня функционирования зрения, слуха и т.д., осуществлять коррекцию физических дефектов, знать программы безопасной жизнедеятельности школьников и прие мы оказания им первой медицинской помощи, уметь организовать 1 Талызина Н.Ф. Предисловие // Стоуне Э. Психопедагогика. Психологическая теория и практика обучения. - М.: Педагогика, 1984, С. 6. 11
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz