Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Родителям и учителям важно знать вредные привычки детей в период полового созревания. У мальчиков: возможность более частого онанизма за счет высокой эротической возбудимости, из-за любопыт­ ства и склонности к подражанию проявляется интерес к курению, ал­ коголю. Полоэротически-ролевая адаптация. На фоне обособления маль­ чиков от девочек нередко начинают проявляться повышенная половая стыдливость, робость и в то же время несмелое стремление к парной дружбе. У девочек появляется повышенный интерес к своей внешности. Иногда стремление к дружбе подавляется робостью. Девочки в таком состоянии предаются эротическим фантазиям, которые могут закре­ питься надолго. В воспитании девочек важно стремиться к тому, чтобы красота у них ассоциировалась с естественностью и чистотой, с гигие­ нической опрятностью, уходом за кожей лица и т.д. Биологическая равноценность мужского и женского пола не оз­ начает их идентичности, напротив, именно в различиях между ними и заключается смысл существования полов. И несмотря на равенство прав, мужчина и женщина играют в нашем обществе каждый свою соб­ ственную социальную роль. Эти различия не обусловлены только раз­ делением обязанностей при осуществлении репродуктивной функции, так как социальная роль человека не сводится лишь к биологической его роли1. Даже вполне нормальное биологическое развитие, по справедли­ вому замечанию И.С. Кона, само по себе еще не делает человека муж­ чиной или женщиной. Чувство и сознание своей половой принадлеж­ ности формируется только через общение с другими людьми, под влиянием воспитания и широкого круга социальных условий. Существуют различия в психологическом развитии, в формиро­ вании мальчиков и девочек. Еще в младенчестве девочки раньше начи­ нают говорить, а в дошкольном возрасте, когда мальчики усиленно осваивают материальный мир, девочки уже “исследуют” духовный: Кто и что сказал? Кто с кем дружит? Девочки гораздо больше мальчиков озабочены и тем, что о них думают другие, особенно подростки и старшеклассницы. Так, по дан­ ным С.И. Голода и И.С. Кона, у девочек раньше возникают сложные формы взаимоотношений со всеми теми, кто их окружает, у них силь­ нее потребности во взаимопонимании, психологической близости. Стремление к взрослости выражено у детей по-разному: мальчики прибегают к таким средствам самоутверждения, как сила, смелость, ловкость и т.п. Традиционная мужская роль запрещает мальчишкам проявлять страх, слезливость: девочки же идут по линии показа жен­ 1См.: Хрипкова А.Г., Колесов Д.В. Девочка - подросток - девушка. М.: Просве­ щение, 1981. 124

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz