Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
Женщина любит быть исполнителем, делать по образцу, без воз можного риска. Мужчина стремится быть лидером, брать на себя от ветственность, делать по-своему, творчески, не боясь ошибиться. Ко нечно, мы говорим о тенденциях. Немало есть женщин-лидеров, “общественниц”, для которых семья отходит на второй план. Также как и немало беспомощных мужчин, которые сами нуждаются в защи те. Нередко такие “исключения” связаны с упущениями именно в се мейном воспитании. Половое сознание формируется с первых лет жизни. Источником осознания половых особенностей является семья. Мальчик в 2-3 года упал. Ему говорят: “Не плачь, ты же парень...” Девочка испачкала пла тье. Сразу акцентируется внимание на то, что она девочка, а у девочек все должно быть чистым и красивым. Дети сначала осознают свой пол. Отсюда “половое любопытство”, “половые игры”. Этого не надо бояться, это не патоло гия, а естественное развитие ребенка. Самая большая ошибка родите лей - уличить и наказать ребенка за “половую игру”. Это может на всю жизнь травмировать его психику. В подростковом возрасте многие школьники занимаются она низмом или мастурбацией. “Онанизм, рукоблудие, мастурбация, искус ственное (вне полового акта) раздражение половых органов или воз буждение психики для получения удовлетворения (оргазма)”1. Половое влечение люди удовлетворяют несмотря на то, что усло вий для этого может и не быть, внебрачные половые контакты общест вом осуждаются. Поэтому возникают заместительные формы удовле творения, наиболее распространенная из них - мастурбация. Это естественное проявление развивающейся сексуальности. Мастурбация - стихийно выработанная защита организма против возрастающего на пряжения либидо. Мастурбация может возникнуть спонтанно, как соб ственное открытие, в результате подражания, получения информации из внешних источников. Чем моложе человек, тем больше вероятность, что он сам для себя отыщет этот способ удовлетворения. В работе с детьми, занимающимися онанизмом, очень важен такт, специальная педагогическая инструментовка. Детей нельзя ругать, запугивать по следствиями. Это не только травмирует их психику, но и может стать причиной замкнутости, необщительности, увеличит тревогу и чувстве недостаточности. Педагогически правильно направить усилия воспи тателя на улучшение коммуникативных качеств подростка, помочь за нять приемлемое положение в обществе сверстников, увлечь интерес ным коллективным делом2. 1Энциклопедический словарь: В 2 т.: М., 1964, Т. 2, С. 134. 2 См.: Орлов Ю.М. Мастурбация и развитие сексуальности / Половое развитие i воспитание: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993, С. 140-159. 122
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz