Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Женщина любит быть исполнителем, делать по образцу, без воз­ можного риска. Мужчина стремится быть лидером, брать на себя от­ ветственность, делать по-своему, творчески, не боясь ошибиться. Ко­ нечно, мы говорим о тенденциях. Немало есть женщин-лидеров, “общественниц”, для которых семья отходит на второй план. Также как и немало беспомощных мужчин, которые сами нуждаются в защи­ те. Нередко такие “исключения” связаны с упущениями именно в се­ мейном воспитании. Половое сознание формируется с первых лет жизни. Источником осознания половых особенностей является семья. Мальчик в 2-3 года упал. Ему говорят: “Не плачь, ты же парень...” Девочка испачкала пла­ тье. Сразу акцентируется внимание на то, что она девочка, а у девочек все должно быть чистым и красивым. Дети сначала осознают свой пол. Отсюда “половое любопытство”, “половые игры”. Этого не надо бояться, это не патоло­ гия, а естественное развитие ребенка. Самая большая ошибка родите­ лей - уличить и наказать ребенка за “половую игру”. Это может на всю жизнь травмировать его психику. В подростковом возрасте многие школьники занимаются она­ низмом или мастурбацией. “Онанизм, рукоблудие, мастурбация, искус­ ственное (вне полового акта) раздражение половых органов или воз­ буждение психики для получения удовлетворения (оргазма)”1. Половое влечение люди удовлетворяют несмотря на то, что усло­ вий для этого может и не быть, внебрачные половые контакты общест­ вом осуждаются. Поэтому возникают заместительные формы удовле­ творения, наиболее распространенная из них - мастурбация. Это естественное проявление развивающейся сексуальности. Мастурбация - стихийно выработанная защита организма против возрастающего на­ пряжения либидо. Мастурбация может возникнуть спонтанно, как соб­ ственное открытие, в результате подражания, получения информации из внешних источников. Чем моложе человек, тем больше вероятность, что он сам для себя отыщет этот способ удовлетворения. В работе с детьми, занимающимися онанизмом, очень важен такт, специальная педагогическая инструментовка. Детей нельзя ругать, запугивать по­ следствиями. Это не только травмирует их психику, но и может стать причиной замкнутости, необщительности, увеличит тревогу и чувстве недостаточности. Педагогически правильно направить усилия воспи­ тателя на улучшение коммуникативных качеств подростка, помочь за­ нять приемлемое положение в обществе сверстников, увлечь интерес­ ным коллективным делом2. 1Энциклопедический словарь: В 2 т.: М., 1964, Т. 2, С. 134. 2 См.: Орлов Ю.М. Мастурбация и развитие сексуальности / Половое развитие i воспитание: Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1993, С. 140-159. 122

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz