Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

вавшись, сразу включить детей в познавательную деятельность, энер­ гично начать фронтальный опрос, дать классу групповые и индивиду­ альные задания. Можно использовать на уроке различные методы из­ ложения нового материала: лекцию, эвристическую беседу, деловую игру, самостоятельную работу с учебниками или документальным ма­ териалом). Но у учителя должно быть из чего выбирать, т.е. научно- методическая база, и он должен делать выбор, учитывая многие об­ стоятельства: познавательные возможности класса, отношение детей к предмету и учителю, даже каким по счету стоит урок в расписании и т.д. Поэтому студент педагогического вуза, который планирует рабо­ тать в школе, должен овладеть, с одной стороны, фундаментальными знаниями по предметам психолого-педагогического цикла, а с другой стороны, - уже с первого курса, на непрерывной педагогической прак­ тике, стремиться развивать свои педагогические задатки в общении и организации разнообразной деятельности со школьниками. Связь педагогики с другими науками Педагогика связана со многими науками, но в первую очередь с человековедческими: психологией, физиологией, гигиеной, педагогиче­ ской валеологией, педагогической социологией и др. Общие методы познания дает всем наукам философия. Действи­ тельно, без понимания законов диалектики невозможно разобраться в сложном, противоречивом, скачкообразном, длительном процессе раз­ вития и формирования личности ребенка. Но особенно тесно связана педагогика с психологией. К.Д. Ушинский писал: “Психология, в от­ ношении своей принадлежности к педагогике и своей необходимости для педагога, занимает первое место между всеми науками”1. Связи этих двух родственных наук многообразны и многозначны. Педагоги­ ческие выводы, рекомендации опираются на психологические законо­ мерности развития личности ребенка. Только при этом условии воз­ можна научно обоснованная разработка основных проблем педагогики. Связь педагогики с психологией помогает изучать механизмы воспитательного воздействия, устанавливать степень эффективности тех или других методов и приемов такого воздействия, управлять про­ цессом формирования личности ребенка в конкретных условиях его воспитания, образования и обучения. 1 Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч., Т.8, М.: АПН РСФСР, 1948-1952, С. 53. 10

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz