Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

ные лады и различными голосами толковали о том, какими ужасными, извилистыми путями современные дети узнают тайну деторождения”1. Однако известный немецкий сексопатолог Р. Нойберт считает, что о половых различиях дети должны знать к 2,5 - 3 годам, а о дето­ рождении - к семи. Причем эти сведения дети воспринимают без силь­ ных переживаний, спокойно и естественно. Чтобы показать серьезность переоценки взглядов на проблему полового просвещения детей приведем несколько высказываний из книги современных христианских авторов Дж. и Б. Уилки “Чудо секса”: “Давайте поразмышляем, почему многие родители предпочитают не говорить с детьми о сексе? Все вы назовете одну и ту же причину: “Мы чувствуем неловкость... Мы обычно смущаемся, начинаем заи­ каться и краснеть.” Что касается ребенка, то его реакция не похожа на реакцию взрослого человека. Для ребенка такие вопросы, как “Откуда берутся дети?” и “Что сегодня на обед?” , стоят на одном эмоциональ­ ном уровне, и, пожалуй, второй будет поважнее! Так давайте попробуем ответить на эти вопросы в той же эмо­ циональной плоскости, в какой их задают нам дети. Говорите только то, о чем вас спрашивают. Отвечайте без смущения, просто и коротко, и занимайтесь дальше своими делами. Если дети поймут, что разговор на эту тему вызывает у нас необычную реакцию, они сразу же возьмут это на заметку и сделают для себя вывод: “Ага, а ведь в этом есть что- то особенное!”2. Американские просветители рассказывают о том, как надо отве­ чать на “неудобные” вопросы: “В три, четыре или пять лет ваш ребенок уже осознает, что вокруг живут такие же малыши, и начинает задавать вам вопросы: “Мама, откуда берутся дети?” Отвечайте ему спокойно: “Дети появляются из маминого животика. Малышам там безопасно и тепло и они вырастают у мамы под сердцем”. Если он спросит вас: “А почему?”, отвечайте: “Потому, что так создал Господь (природа. - Примеч. авт.), и этого будет достаточно для самых маленьких”3. Конечно, сексуальная революция породила много проблем и во­ просов, на которые невозможно дать легкий и однозначный ответ. Но для этого и существует наука педагогика, чтобы искать и находить от­ веты на самые сложные вопросы воспитания детей. Например, как от­ носиться к так называемому школьному или студенческому явлению - 1Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1983, С. 104. 2 Уилки Дж., Уилки Б. Чудо секса. Как рассказывать об этом ребенку: Руково­ дство для родителей и педагогов / Пер. с анг. - М.. Центр общечеловеческих цен­ ностей, 1992, С. 21. 3Там же, С. 35. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz