Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
тины и заповеди: “Браки заключаются на небе”, “Не прелюбодействуй - великий грех!” и т.д. Человек - биосоциальное существо, поэтому в процессе его раз вития возникает естественное противоречие между желанием любить, искать контакт с представителем противоположного пола, ибо в осно ве любви лежит половой инстинкт, и теми нормами морали и права, которые существуют в обществе и с которыми человек вынужден счи таться, чтобы не быть “белой вороной”. Прослеживается понятная закономерность: в тоталитарных ре жимах прошлого и настоящего социальный фактор в отношениях меж ду мужчиной и женщиной стоит на первом месте, в демократических государствах отношение к интимной жизни граждан либеральное. В этом смысле интересны взгляды на половое воспитание А.С. Макаренко, великого педагога советского тоталитарного государства. С одной стороны, он совершенно прав, когда говорит о том, что моло дежь надо воспитывать в таком духе, “чтобы они только по любви могли наслаждаться половой жизнью и чтобы свое наслаждение, свою любовь и свое счастье они реализовали в семье”. С другой стороны, ряд его рассуждений (с моральных позиций нашего времени и прав граждан посттоталитарного государства) звучит наивно и даже оши бочно. А.С. Макаренко утверждает, что половая жизнь не должна быть интимно-замкнутой, что любовь может зародиться лишь на соци альной почве, когда оба любящих хорошо работают, выполняют нор му, а также в каждом из своих интимных прикосновений ощущают во лю и солидарность рабочего класса. “Если мужчина и женщина, - подчеркивает А.С. Макаренко, - не ощущают себя членами общества, если у них нет чувства ответственно сти за его жизнь, за его красоту и разум, как они могут полюбить?”1 А.С. Макаренко ошибочно считал, что детям нельзя раскрывать “тайну деторождения”: “Не так давно проблема полового воспитания занимала многих свободных людей в такой форме: как объяснить де тям тайну деторождения? Проблема выступала в либеральных одеж дах, и либеральность эту видели в том, что уже не сомневались: тайну деторождения детям нужно обязательно объяснять. С высокомерием посмеивались над старыми возмутительными подходцами, ненавидели аистов и презирали капусту. Были убеждены в том, что от аистов и от капусты должны происходить разные бедствия и что своевременное объяснение эти бедствия предупредит. Самые отчаянные и либеральные требовали полного срывания “покровов” и полной свободы в половых разговорах с детьми. На раз 1Макаренко А.С. Книга для родителей. - М.: Педагогика, 1983, С. 103-104. 116
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz