Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
ВОСПИТАНИЕ ПОЛОВОЙ КУЛЬТУРЫ ШКОЛЬНИКОВ Понятий “половая культура”, “половое воспитание”, “сексуальные отношения” советская педагогика в течение многих лет избегала. Это была “бесполая” педагогика, отличающаяся в вопросах взаимоотношений между противоположными полами ханжеством и лицемерием. Причины были и идеологические, и экономические. Половое воспитание не вписывалось в систему морально-нравственных качеств строителя социализма и коммунизма. Культивировались главные каче ства советского человека - идейность, коллективизм, беззаветная пре данность партии, Родине, народу. Партийные и профсоюзные органи зации вмешивались в личную, интимную жизнь людей, устраивали “товарищеские суды”, поднимали вопросы морального поведения в се мье на партийных и профсоюзных собраниях. За “аморалку” можно было лишиться партийного билета со всеми вытекающими последст виями: понижение в должности, перевод на другую работу и т.д. Были и экономические причины. Тяжелая физическая работа на- износ, особенно в период довоенных пятилеток, в годы войны и вос становления народного хозяйства, нерешенность жилищной проблемы (многие люди ютились в землянках, огромных бараках, где одну се мью от другой отделяли лишь повешенные простыни и т.д.), не стиму лировали общественного интереса к этой проблеме. Определенный отпечаток накладывали национальные и религи озные традиции россиян. В народе, в крестьянских семьях культивиро вали прекрасные качества - целомудрие, преданность семье, жертвен ность ради любимого, ради детей. “Любить” для российской женщины было синонимом слова “жалеть”. Великие русские писатели и поэты XIX века блестяще показали психологию женщины, которая испытывает нравственные страдания от внутренней борьбы чувства долга быть верной нелюбимому мужу с мучительным чувством новой любви. И пушкинские слова: “... но я другому отдана и буду век ему верна”, - это не только поэтический об раз. Естественно и просто решались вопросы полового воспитания в крестьянских семьях (крестьянство было основным населением России). Жизнь в сельской местности в единении с природой, сельско хозяйственный труд с раннего детства, уход за домашними животны ми, которые приносили потомство, а это была огромная радость для всей семьи, давали им нужную информацию. Появление любой новой жизни воспринималось детьми как естественная необходимость. Большую положительную роль в нравственном воспитании мо лодежи играла религия. С детства впитывались мудрые библейские ис 115
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz