Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

обеспечения охраны одного или многих видов живых существ, биогео­ ценозов, одного или нескольких экологических компонентов или об­ щего характера охраняемой местности. Заповедник - особо охраняемое законом пространство (тер­ ритория, акватория); оно полностью исключено из любой хозяйствен­ ной деятельности ( в том числе запрещено посещение людьми) в целях сохранения в нетронутом виде природных комплексов (как эталонов), сохранение биоразнообразия живого и слежение за естественными природными ресурсами. Экологическая экспертиза - оценка воздействия на окружающую среду, природные ресурсы и здоровье людей комплекса промышленно- Яйзяйственных и других объектов. Для того чтобы целенаправленно влиять на экологическое воспи­ тание школьников, необходимо иметь объективную информацию о тенденциях его развития и, что еще не менее важно, выработать крите­ рии и показатели, а также уровни экологической культуры. В основу классификации уровней экологической культуры нами был положен характер познавательной деятельности детей, который обуславливался степенью заинтересованности школьников экологией, наличием эколо­ гических знаний, умений и навыков на уровне обязательных программ по предметам, дающим информацию об экологии, мотивами деятель­ ности, степенью самостоятельности и творчества. Первый уровень (низший) характеризуется полным отсутствием интереса к экологической деятельности. Ученик не имеет элементарных знаний, умений и навыков на уровне обязательной учебной програм­ мы. Второй уровень (репродуктивный) характеризуется проявлением неустойчивого интереса к экологической деятельности, в которой уче­ ника привлекает лишь занимательность, новизна, необычность эколо­ гического материала. Он выполняет несложные задания и поручения учителей, воспитателей, но по образцу и при постоянном контроле. Третий уровень (частично-поисковый) характеризуется проявле­ нием учеником интереса к экологической деятельности, но интерес ча­ стный, узкий к определенным факторам и явлениям без глубокого ана­ лиза их причинно-следственных связей. Ученик имеет знания, умения, навыки экологической деятельности, обращается к учителю с вопроса­ ми сверх школьной программы. Четвертый уровень (практически-исследовательский) характери­ зуется проявлением глубокого, обобщенного интереса к экологии и экологической работе, наличием хороших знаний, умений и навыков. Ученик выступает инициатором, организатором экологической, при­ родоохранной деятельности. Он занимает активную, непримиримую позицию к тем, кто наносит вред окружающей природе. 108

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz