Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

• Гуманистическая направленность личности (интересы, ценности, идеалы). • Профессиональные знания предмета, методики его преподавания, педагогики, психологии и общечеловеческие знания (культура). • Педагогические способности (коммуникативность, перцепция, т.е. умение воспринимать человека, динамизм, эмоциональная устой­ чивость, оптимистическое прогнозирование, креативность). • Педагогическая техника (способность управлять собой и умение взаимодействовать): а) мастерство общения; б) речь учителя; в) мастерство в управлении собой (саморегуляция); г) мастерство в управлении учебно-воспитательным процес­ сом (т.е. мастерство на уроке и на воспитательных мероприятиях); д) основы мимической и пантомимической выразительно­ сти учителя1. А.С. Макаренко утверждал: “Умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке, быть хо­ рошим фрезеровщиком или токарем. Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет ин­ струмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере... Как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был та ­ лантлив, а если он не будет учиться на опыте, никогда не станет хоро­ шим педагогом”2. Действительно, никто учителю не поможет наладить дисциплину на уроке, никто не подарит авторитет, никто не увлечет за него детей преподаваемым предметом - только он сам, его педагогическое мастер­ ство. Если же нет этого мастерства, то все блестящие знания теории воспитания будут в его практической деятельности “мертвым грузом”, так же как ноты оперной арии для безголосого певца. Одним из проявлений педагогического мастерства является ис­ кусство выбора. Например, существуют десятки способов установле­ ния дисциплины на уроке. Известно много приемов организации уро­ ка (можно начать урок традиционно, с организационного момента, когда учитель, войдя в класс, делает длительную паузу и ждет, пока де­ ти встанут и подравняются у школьных столов, прекратят разговоры, приведут в порядок учебные принадлежности, доску и т.д. Потом учи­ тель здоровается и предлагает школьникам сесть. А можно, поздоро­ 1См.: Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Та- расевич. - М.: Просвещение, 1989, С. 10-18. 2 Макаренко А.С. О “Книге для родителей” // Пед. соч.: В 8 т. - Т. 7, С. 145. 9

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz