Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
• Гуманистическая направленность личности (интересы, ценности, идеалы). • Профессиональные знания предмета, методики его преподавания, педагогики, психологии и общечеловеческие знания (культура). • Педагогические способности (коммуникативность, перцепция, т.е. умение воспринимать человека, динамизм, эмоциональная устой чивость, оптимистическое прогнозирование, креативность). • Педагогическая техника (способность управлять собой и умение взаимодействовать): а) мастерство общения; б) речь учителя; в) мастерство в управлении собой (саморегуляция); г) мастерство в управлении учебно-воспитательным процес сом (т.е. мастерство на уроке и на воспитательных мероприятиях); д) основы мимической и пантомимической выразительно сти учителя1. А.С. Макаренко утверждал: “Умение воспитывать - это все-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке, быть хо рошим фрезеровщиком или токарем. Нельзя научить человека быть хорошим художником, музыкантом, фрезеровщиком, если дать ему только книжку в руки, если он не будет видеть красок, не возьмет ин струмент, не станет за станок. Беда искусства воспитания в том, что научить воспитывать можно только в практике на примере... Как бы человек успешно не кончил педагогический вуз, как бы он не был та лантлив, а если он не будет учиться на опыте, никогда не станет хоро шим педагогом”2. Действительно, никто учителю не поможет наладить дисциплину на уроке, никто не подарит авторитет, никто не увлечет за него детей преподаваемым предметом - только он сам, его педагогическое мастер ство. Если же нет этого мастерства, то все блестящие знания теории воспитания будут в его практической деятельности “мертвым грузом”, так же как ноты оперной арии для безголосого певца. Одним из проявлений педагогического мастерства является ис кусство выбора. Например, существуют десятки способов установле ния дисциплины на уроке. Известно много приемов организации уро ка (можно начать урок традиционно, с организационного момента, когда учитель, войдя в класс, делает длительную паузу и ждет, пока де ти встанут и подравняются у школьных столов, прекратят разговоры, приведут в порядок учебные принадлежности, доску и т.д. Потом учи тель здоровается и предлагает школьникам сесть. А можно, поздоро 1См.: Основы педагогического мастерства / И.А. Зязюн, И.Ф. Кривонос, Н.Н. Та- расевич. - М.: Просвещение, 1989, С. 10-18. 2 Макаренко А.С. О “Книге для родителей” // Пед. соч.: В 8 т. - Т. 7, С. 145. 9
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz