Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

вия природы и общества (человека). Анализируя нынешнее состояние экологического образования в Российской Федерации, необходимо от­ метить новые положительные тенденции. За последние годы разрабо­ тан и успешно внедряется целый ряд авторских программ (И. Зверева, И. Суравегиной, Д. Кавтарадзе, В. Брудного, А. Вербитского, С. Льво­ вой), направленных на непрерывное экологическое образование. В Министерстве образования проведены конкурсы на разработку новых учебников, методических пособий для детей всех возрастов начиная с детсадовского. Для средней общеобразовательной школы разработан новый учебный план, в который включены специальные экологические предметы. Подготовлены вариативные программы, где есть место на­ циональным и краеведческим компонентам. Младшие школьники уже не первый год получают знания по учебникам ‘Экология”, “Окружающий мир”, “Мир и человек”. В рамках программы россий­ ско-американского фонда Сороса сейчас закончена работа над новым обобщающим курсом для 9-го класса ‘Экология” (автор Н. Чернова). В России действует сеть лицеев, школ экологического профиля с такими предметами, как “Здоровье и окружающая среда”, “Биосфера и человек”, “Основы экологии”, “Природа и культура”. Система непре­ рывного экологического образования создана в Обнинске - городе, где традиционно высок престиж научных знаний. Для самых маленьких там предусмотрена “Цветочная экология”, а старшеклассники занима­ ются по программе “Мир воды”. По инициативе Обнинского колледжа и Центра экологических исследований создана ассоциация ‘Экологическое образование” - международное общественное объеди­ нение, в работе которого участвуют более 300 региональных групп, преподаватели школ и вузов, специалисты-экологи и представители зеленого движения страны. Хорошо известен учителям страны опыт работы школы- гимназии в г. Краснообск (Новосибирская область). Л. Тарасов разра­ ботал модель школы ‘Экология и диалектика”. Вот несколько концеп­ туальных идей, на основе которых строится работа этой школы: • это не элитная школа, а школа для всех; • это школа радости; • в основе программы - принцип активной психологической деятельно­ сти ребенка на каждом учебном этапе; • экология не просто защита окружающей среды, а образ жизни, новое видение мира; • партнерские отношения учителей и учеников; • введение новых предметов -“Окружающий мир” (начальная школа), “Образ жизни человека” (старшие классы) и др. Вопросы экологии сегодня рассматривают предметы, раньше не касавшиеся ее проблем, например “История Кольского края” . Так про­ 104

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz