Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

Экологическая культура становится регулятором отношений человека и природы. Задачи экологического воспитания школьников • Усвоение ведущих идей, основных понятий и научных фактов о природе, на базе которых осуществляется оптимальное воздействие общества на природу сообразно с ее законами. • Понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека. • Овладение прикладными знаниями и практическими умениями и навыками рационального природопользования, развитие способно­ сти оценивать состояние окружающей среды, принимать правильные решения по ее улучшению, предвидеть возможные последствия своих действий и не допускать негативных влияний на природу во всех видах общественно-трудовой деятельности. • Развитие потребности общения с природой, полного воспри­ ятия ее облагораживающего воздействия в соответствии с общечелове­ ческими ценностями, а также стремление к познанию реального мира в единстве с нравственно-эстетическими переживаниями. • Сознательное соблюдение норм поведения в природе, исклю­ чающее нанесение ей ущерба. • Активизация деятельности по улучшению природной и преоб­ разованной среды, нетерпимое отношение к деятельности людей, при­ чиняющих ей зло, участие в пропаганде идей охраны природы. (Е.С. Сластенина.) Экологические ценности - важный компонент экологической культуры и результат экологического воспитания. Их нравственный смысл становится понятным при сопоставлении экологических и тра­ диционных ценностей. Экологические ценности Традиционные ценности 1. Человек - часть природы. 2. Уникальность и самоценность жизни. 3. Универсальная ценность приро­ ды и культуры. 4. Согласование потребностей с возможностями (теория устой­ чивости природы). 1. Мир создан для человека. 2. Человек - мера всех вещей. 3. Мера природы - ценность. 4. Голый инженерный расчет (технократизм). Экологическое образование - это элемент общего образования, связанный с овладением учащимися научными основами взаимодейст­ 103

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz