Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

болических функций (метаболическая функция - это процесс химиче­ ских превращений веществ). Ученые отмечают тесную взаимосвязь природы и человека на всех этапах его становления и развития. Воздействуя на внешнюю при­ роду и изменяя ее, он в тоже время изменяет свою собственную приро- ДУ- Острота современных проблем взаимодействия общества и при­ роды поставила ряд новых задач перед школой и педагогикой, кото­ рые призваны подготовить молодое поколение, способное преодоле­ вать последствия негативных воздействий человека на природу и оптимизировать эти воздействия в дальнейшем. Нельзя ограничивать­ ся “просвещением” школьников в области охраны природы. Традици­ онный термин “охрана природы” лишь частично затрагивает весь ком­ плекс экологических проблем современности. В сфере вузовского, особенно педагогического образования, очень актуальны поиски и бо­ лее полное, последовательное отражение различных аспектов экологии в школьном образовании. В настоящее время происходит процесс экологизации всех наук. Отсюда возникла комплексная экология, включающая медицинскую экологию, техническую экологию, социальную экологию, педагогиче­ скую экологию и др. Комплексная экология вырабатывает общую стратегию взаимо­ действия человека и природы как ее составная органическая часть. Со­ циальная экология рассматривает проблемы отношения человечества (его деятельности) к будущему, моделирует его. Сегодня справедливо говорят и с педагогической экологии, ко­ торую “следует определить как систему знаний о взаимоотношениях детей, родителей, педагогов и созданной ими специфической, воспита­ тельно-образовательной среды, о влиянии этих взаимодействий на здоровье всех участников в границах биологического, психологическо­ го, интерперсонального и социокультурного уровней”1. Нужна даль­ нейшая экологизация всех наук, производства, морали и права. Отсюда главная цель экологического воспитания - формирование экологической культуры. Экологическая культура - это нравственная категория, характеризующая наличие у человека определенного уровня отношения к природе: знаний, убеждений, готовности к деятельности и практическое участие в охране природы (И.Д. Зверев). Человек, овладевший экологической культурой, подчиняет все виды своей деятельности требованиям рационального природопользо­ вания, не допуская разрушения и загрязнения окружающей среды. 1См.: Горбов А.А. К вопросу о педагогической экологии / В сб.: Инновационные методы обучения в вузе. - Мурманск, 1993, С. 187-193.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz