Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

в Заполярье это происходит особенно быстро из-за более суровых при­ родно-климатических условий, легкой подвижности любого вещества (гравитационные силы), в результате чего здесь быстро образуются ов­ раги, грязевые потоки, камнепады, снежные лавины, разрушается поч­ венно-растительный покров и т.п. Именно поэтому на Кольском Севере экологическое положение далеко не благополучное, а в промышленных районах - кризисное”1. Особенно беззащитна и ранима заполярная тундра. Даже разовая поездка на вездеходе или мотонартах по ягельному полю оставляет на нем следы разрушения. “Лечит” их природа около 5-7 лет. В жаркое лето большие беды приносят лесные пожары. Особенно опасен верхо­ вой или повальный пожар. Он охватывает почвенный покров, кроны деревьев. Скорость движения огня достигает 25 километров в час. Большую опасность представляет атомный флот (военный и гра­ жданский). Атомоходы находятся в черте самого крупного города За­ полярья - Мурманска. Хранение и утилизация ядерных отходов, выве­ денных из строя атомных подводных лодок, подземные ядерные взрывы на Новой Земле - это все экологические проблемы Кольского края. Сегодня и взрослым, и детям важно понять, что “экологический кризис есть проявление кризиса ума и духа. Не может быть большего заблуждения, чем трактовать его только как угрозу дикой природе... Это частности. Наиболее же важным является то, что кризис касается нас самих и ставит вопрос о том, что мы должны изменить в себе, что­ бы выжить”2. Некоторые теоретические аспекты экологического воспитания школьников Экология ( с гр. “экое” - дом, жилище, “логос” - учение) - наука о местообитании человека или о среде обитания. Шире - это наука об отношении растительных и животных организмов. Термин “экология” ввел в научный обиход в 1866 году Э. Геккель - немецкий естествоис­ пытатель, дарвинист. Экология - это наука о фундаментальных принципах организации жизни в биосфере, изучающая отношения организмов между собой и окружающей средой. Экология позволяет найти допустимые границы вторжения человека в деятельность природы, делает возможным про­ 1География Мурманской области / Под ред. В.В. Крючкова. - Мурманск: Кн. изд- во, 1993, С. 140-141. 2Линтон К. Колдуэн / Под ред. Г.А. Ягодина. Программа Всеобщего экологиче­ ского образования. - Издательская группа: “Прогресс", “Пангея”, 1993 (Учебник по экологии в ун-тах и колледжах). 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz