Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ Актуализация проблемы Проблемы экологии носят глобальный, планетарный характер. Традиционно считалось, что человечеству грозят две смертельные опасности: термоядерная война и экологическая катастрофа. Эти опас­ ности ныне уже “поменялись” местами. Авторитетные ученые всех стран мира считают, что для спасения существования человечества нам отведено всего лишь 30-50 лет. Если мы за это время не изменим технологии производства, свой образ жизни, а главное, не осмыслим нравственное предназначение человека на Земле, цивилизация неиз­ бежно погибнет. Уже сегодня разрушается, гибнет генофонд человече­ ства. Технократический подход в отношении к окружающей среде привел к изменению климата (тепличный эффект), загрязнению атмо­ сферы выбросами промышленных предприятий, замусориванию кос­ мического пространства, выпадению кислотных дождей, опустынива­ нию и обезлесению, образованию “озоновых дыр”, загрязнению вод, радиоактивному заражению ряда районов в связи с Чернобыльской аварией и гибели атомных подводных лодок, трагедии Аральского мо­ ря и бесчисленному множеству других экологических бед. Десятилетия школа формировала у людей психологию “покорителей природы”, которые не могут ждать от нее милости. У “покорителей” Крайнего Севера, Сибири и других труднодоступных районов страны сформировалось поведение временщиков, которые выполняли планы любой ценой и любыми жертвами, не думая о по­ следствиях, о завтрашнем дне. Много лет назад поэт-публицист Р. Ро­ ждественский с болью писал: Кромсаем лед, меняем рек теченье, Твердим порой, что дел невпроворот, Но мы еще придем просить прощенье У этих рек, барханов и болот. У самого гигантского восхода, У самого мельчайшего малька, Пока об этом думать не охота, Сейчас нам не до этого пока. Аэродромы, пирсы и перроны. Леса без птиц и земли без воды. Все меньше окружающей природы, Все больше окружающей среды. 98

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz