Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.
роли руководителя, стало быть и здесь ему пригодятся знания предме тов психолого-педагогического цикла. Нельзя не согласиться с мыслью известного ученого А.И. Писку нова, который утверждает: “Будучи наукой о воспитании и образова нии, педагогика может и должна рассматриваться как ведущий фактор прогресса в целом, как средство педагогизации общества”1. Педагогика как искусство Еще в XIX веке ученые сделали вывод о том, что педагогика - особая, специфическая наука. Об этом писали И.Ф. Гербарт в “Первой лекции о педагогике”, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. Последние даже получили золотые медали за теоретические разработки этой проблемы. Почему у педагогики есть специфика? Потому, что объект педа гогики чрезвычайно сложен - человек. Общие положения педагогики и методики воспитания должны конкретизироваться в общении и дея тельности не с абстрактным, а конкретным ребенком определенного возраста, с определенным уровнем умственного и нравственного раз вития, имеющим определенное отношение к учителю и преподаваемо му предмету, находящимся в определенном психическом состоянии и т.д. Все это учитель-воспитатель должен учитывать для выбора пра вильного воспитательного воздействия; учебник или теория не всегда помогут ему, как надо поступать в данной конкретной ситуации, с данным ребенком, в данном коллективе. Мысль о том, что педагогика не может давать рецепты воспита ния, очень точно раскрыл Я. Корчак: “... Нет у меня готовых ответов. Да и как можно давать советы родителям, когда не знаешь ни их са мих, ни семьи, ни ребенка, которого они воспитывают. Главное, чтобы родители поняли, что ни одна книжка, ни один врач не заменят вашей наблюдательности, предчувствий и мыслей”2. Все талантливые педагоги хорошо понимали, что успех воспита тельной деятельности во многом зависит от педагогического мастерст ва. Мастер, по В. Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле. А педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности и знаний, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профес сиональной педагогической деятельности. Элементы педагогического мастерства: 1Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педа гогика. - 1995. - Мо4, С. 60. 2 Корчак Януш. Как любить ребенка. - В книге: Воспитание личности. - М.: Про свещение, 1992, С. 110.
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz