Дранишников, В. В. Некоторые актуальные проблемы отечественной педагогики : учебное пособие для студентов заочного отделения / В. В. Дранишников ; Мурм. гос. пед. ин-т. – Мурманск : МГПИ, 1997. – 144 с.

роли руководителя, стало быть и здесь ему пригодятся знания предме­ тов психолого-педагогического цикла. Нельзя не согласиться с мыслью известного ученого А.И. Писку­ нова, который утверждает: “Будучи наукой о воспитании и образова­ нии, педагогика может и должна рассматриваться как ведущий фактор прогресса в целом, как средство педагогизации общества”1. Педагогика как искусство Еще в XIX веке ученые сделали вывод о том, что педагогика - особая, специфическая наука. Об этом писали И.Ф. Гербарт в “Первой лекции о педагогике”, К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев. Последние даже получили золотые медали за теоретические разработки этой проблемы. Почему у педагогики есть специфика? Потому, что объект педа­ гогики чрезвычайно сложен - человек. Общие положения педагогики и методики воспитания должны конкретизироваться в общении и дея­ тельности не с абстрактным, а конкретным ребенком определенного возраста, с определенным уровнем умственного и нравственного раз­ вития, имеющим определенное отношение к учителю и преподаваемо­ му предмету, находящимся в определенном психическом состоянии и т.д. Все это учитель-воспитатель должен учитывать для выбора пра­ вильного воспитательного воздействия; учебник или теория не всегда помогут ему, как надо поступать в данной конкретной ситуации, с данным ребенком, в данном коллективе. Мысль о том, что педагогика не может давать рецепты воспита­ ния, очень точно раскрыл Я. Корчак: “... Нет у меня готовых ответов. Да и как можно давать советы родителям, когда не знаешь ни их са­ мих, ни семьи, ни ребенка, которого они воспитывают. Главное, чтобы родители поняли, что ни одна книжка, ни один врач не заменят вашей наблюдательности, предчувствий и мыслей”2. Все талантливые педагоги хорошо понимали, что успех воспита­ тельной деятельности во многом зависит от педагогического мастерст­ ва. Мастер, по В. Далю, это особенно сведущий или искусный в своем деле. А педагогическое мастерство - это комплекс свойств личности и знаний, обеспечивающий высокий уровень самоорганизации профес­ сиональной педагогической деятельности. Элементы педагогического мастерства: 1Пискунов А.И. Педагогическое образование: цель, задачи и содержание // Педа­ гогика. - 1995. - Мо4, С. 60. 2 Корчак Януш. Как любить ребенка. - В книге: Воспитание личности. - М.: Про­ свещение, 1992, С. 110.

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz